Маргарита Ростошинская – адвокат-правозащитник, г. Саратов

Маргарита Ростошинская — правозащитник и адвокат из Саратова, который на безвозмездной основе оказывает помощь осужденному Сергею Хмелеву, содержащемуся в ИК-17 Саратовской области. Против него в 2015 году было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в «ложном доносе». Причиной стала жалоба Хмелева в правоохранительные органы на его избиение сотрудниками администрации колонии. Маргарита Ростошинская, вступив в дело, помимо осуществления непосредственной юридической защиты Хмелева, также привлекла к делу внимание СМИ и других правозащитников. В итоге, процесс, а также тема использования «ложного доноса» для дополнительного давления на заключенных, приобрела большой резонанс.

Маргарита Ростошинская также  на безвозмездной основе защищает нескольких заключенных, давших показания в  пользу Хмелева, и подвергшихся за это давлению со стороны  ФСИН и правоохранительных органов Саратовской области.

На правозащитника Ростошинскую неоднократно оказывали как открытое, так и скрытое давление с целью прекратить ее деятельность как адвоката.

Один из случаев открытого давления произошел в феврале-марте 2016 г. 25.02.2016 г. следователь Ивлиева  вызвала  Ростошинскую и попыталась допросить ее в качестве свидетеля по уголовному делу против А.И. Беляева (по ч. 4 ст. 158 УК РФ). В ответ на указание Ростошинской о невозможности допроса адвоката по делу против её подзащитного (ч. 3 ст. 56 УПК РФ), следователь, по словам Ростошинской, оказала на нее давление, а именно, незаконно удерживала ее в помещении ГУ МВД и нанесла телесные повреждения. Позже М. Ростошинская зафиксировала телесные повреждения в больнице и написала заявление о привлечении Ивлиевой к уголовной ответственности по данным фактам, отправив в СК и Прокуратуру соответствующие заявления через интернет-приемную.

В действиях следователя Ивлиевой в отношении адвоката-правозащитника  Ростошинской усматриваются признаки нарушения следующих норм, установленных законодательством РФ:

— п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей <…> адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием <…> адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи»;

— ч. 1 ст. 127 УК РФ: «незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением»;

— ст. 116 УК РФ: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса»;

— ч. 3 ст. 286 УК РФ: «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства <…> совершенное с применением насилия».

Через несколько дней, 02.03.2016 г., следователем Ивлиевой  было вынесено постановление об отводе  Ростошинской от защиты А.И. Беляева. При рассмотрении жалобы Ростошинской по 125 ст. УПК РФ на данное постановление в суде следователем Ивлиевой был представлен фальсифицированный протокол допроса Ростошинской, подписанный понятыми, а также  рапорт об обнаружении признаков преступления, согласно которому М.В. Ростошинская якобы оказывала давление на свидетеля, что составляет ст. 309 УК РФ.

В защиту Ростошинской был сделан ряд мотивированных обращений, в том числе, в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ и в адрес Председателя Комиссии по защите прав адвокатов при Федеральной адвокатской палате Г. Резника.