Возбуждено уголовное дело о клевете в отношении лидеров «Экологической вахты по Северному Кавказу». Обзор случаев преследования правозащитников в сентябре

Внесение правозащитных организаций в реестр «иностранных агентов», взыскание штрафов с «иностранных агентов» и иные виды наказания

В сентябре реестр «иностранных агентов» [1] пополнили:

  • Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» (Майкоп; включена 13 сентября);
  • Фонд поддержки гражданских свобод «Правовая миссия» (Челябинск; включена 21 сентября);
  • Автономная некоммерческая правозащитная организация «Школа призывника» (Челябинск; включена 21 сентября);

Возбуждение уголовных дел в отношении правозащитников

23 сентября в отношении лидеров «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрея Рудомахи и Дмитрия Шевченко  возбуждено уголовное дело о клевете в адрес бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова, который  избрался в Госдуму от Тюменской области.

У кубанских экологов по трем адресам прошли обыски, начавшиеся в 6:30 утра.

«Александр Ремезков обвиняет экологов в клевете, отрицая, что у него есть «дачи» в Туапсинском и Динском районах Краснодарского края, о которых неоднократно заявляли активисты», — рассказал адвокат Попков, который представляет интересы гражданских активистов.

Активисты  утверждают, что оба дачных объекта принадлежат женщине, которая, по их данным, является родной сестрой Ремезкова [2].

26 сентября прокуратура Крыма инициировала доследственную проверку в связи с якобы плохим исполнением правозащитником Эмиром-Усеином Куку родительских обязанностей. Эмир-Усеин Куку, обвиняемый, по так называемому, «делу Хизбут-Тахрир», содержится под стражей в Симферополе с февраля 2016 года.

Прокуратура Крыма решила, что Куку, находясь под стражей, пренебрегает своими родительскими обязанностями и тем самым нарушает статью 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Инициировав доследственную проверку, Инспекция Крыма по делам несовершеннолетних обязала родственников Куку дать разрешение на опрос детей на предмет отсутствия надлежащей заботы и ухода со стороны отца. Получив отказ, инспектор по делам несовершеннолетних А. Маметова несколько раз без согласия родителей пыталась встретиться с детьми, когда те были в школе.

Эмир-Усеин Куку возглавляет Крымскую контактную группу по правам человека и является членом Крымской правозащитной группы. Крымская контактная группа по правам человека отслеживает нарушения прав человека, оказывает правовую помощь населению и сообщает о случаях политически мотивированных насильственных исчезновений в Крыму. До того как в феврале 2016 года его задержали, Куку активно занимался мониторингом и документированием нарушением прав человека в округе Ялты. Он предоставлял правовую помощь и поддержку крымским татарам, которые постоянно подвергаются дискриминации и политическим преследованиям [3].

Обыски, задержания, травля, преследования, избиения правозащитников

27 сентября в Барнауле на журналиста Григория Пасько напали двое неизвестных. Удары в голову они сопровождали словами «убирайся из нашего города!». Журналист обратился в полицию, написал объяснения, после чего был направлен на медицинское освидетельствование. Днем ранее Пасько обратил внимание, что за ним следят, а в холле гостиницы, где проходил семинар по расследовательской журналистике, ради которого он приехал в Барнаул, полиция проверяла паспорта у всех участников [4].

29 сентября сотрудники ФСБ повели обыск в квартире в Москве у активиста правозащитного центра «Мемориал», руководителя организации «Ёрдам» («Помощь») Бахрома Хамроева. После обыска его повезли на допрос в управление ФСБ, где правозащитника держали до вечера.

Хамроев рассказал, что обыск начался в шесть часов утра. «Взяли телефон, компьютер, планшет, книги. Объяснили, что я прохожу в качестве свидетеля», — говорит правозащитник. Как он понял, речь идет об уголовном деле в отношении двух граждан Узбекистана, беженцев, просивших убежища у российских властей. Эти люди подозреваются в причастности к «Хизб ут-Тахрир» (организация, которая в РФ признана террористической).

«Почему вы помогаете экстремистам? Почему «Мемориал» признает их политзаключенными?» — спрашивали меня сотрудники», — рассказывает Хамроев. Он объяснял, что «Хизб ут-Тахрир» не поддерживает, лишь защищает людей от несправедливости — сфальсифицированных уголовных дел, помогает разобраться с миграционными вопросами.

Хамроев занимается правозащитной деятельностью в России с 1992 года и является членом Правозащитного центра «Мемориал», также возглавляет неформальное Общество политэмигрантов из Центральной Азии. В последние годы он чаще всего занимался защитой прав лиц, которым были предъявлены обвинения в исламском радикализме и другие обвинения религиозного характера [5].

Спустя две недели, стало ясно, что обыск у Хамроева и его допрос были частью масштабной совместной операции спецслужб России и Узбекистана. 29 сентября аналогичные обыски прошли по десяткам адресов в Москве и Московской области. Объектом внимания силовиков были выходцы из Узбекистана. Важный момент: по рассказам очевидцев при обыске некоторых квартир присутствовали не только сотрудники российской полиции и ФСБ, но и неизвестные лица, свободно владеющие узбекским языком. Одного из них очевидец опознал как офицера Службы национальной безопасности Узбекистана, который несколько лет назад допрашивал его в Маргилане.

Хамроев не впервые сталкивается с преследованием спецслужб двух стран в связи с правозащитной деятельностью. В 2004 году правозащитника задержали в Москве и осудили на полтора года по сфабрикованному обвинению в хранении наркотиков, но вскоре освободили условно-досрочно. В последующие годы он несколько раз подвергался нападениям со стороны неизвестных и сотрудников ФСБ, однако ни по одному эпизоду виновные не были найдены и привлечены к ответственности.

За 12 дней до проведения московской спецоперации на одном из российских сайтов появилась явно заказная статья о Хамроеве, где правозащитник характеризуется как противник нового правителя посткаримовского Узбекистана Шавката Мирзиёева и «неформальный лидер оппозиционеров». Одновременно утверждается, что Хамроев якобы привлекался на родине к уголовной ответственности за членство в «Хизб ут-Тахрир» (хотя он переехал из Узбекистана в Россию в 1992 году, когда о деятельности этой организации в СНГ еще никто не слышал) [6].

[1]Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента / Информ. портал Минюста России. URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx.

[2]В отношении кубанских экологов возбуждено дело о клевете на избранного депутата Госдумы // Агора. 23.09.2016. URL: http://www.agora.legal/news/2016.09.23/V-otnoshenii-kubanskih-ekologov-vozbuzhdeno-delo-o-klevete-na-izbrannogo/312.

[3]Преследование родных Эмира-Усеина Куку // Front Line Defenders. 04.10.2016. URL: https://www.frontlinedefenders.org/ru/case/harassment-emir-usein-kuku-family.

[4]На журналиста Григория Пасько напали в Барнауле // ОВД-Инфо. 27.09.2016. URL: https://ovdinfo.org/express-news/2016/09/27/na-zhurnalista-grigoriya-pasko-napali-v-barnaule.

[5]Правозащитника Бахрома Хамроева обыскали и допросили сотрудники ФСБ // ОВД-Инфо. 30.09.2016. URL: https://ovdinfo.org/express-news/2016/09/30/pravozashchitnika-bahroma-hamroeva-obyskali-i-doprosili-sotrudniki-fsb.

[6]Пономарев В. Спецслужбы России и Узбекистана фабрикуют уголовное дело против российского правозащитника? // Правозащит. центр «Мемориал». 14.10.2016. URL: http://memohrc.org/news/specsluzhby-rossii-i-uzbekistana-fabrikuyut-ugolovnoe-delo-protiv-rossiyskogo-pravozashchitnika.