Закон об «иностранных агентах» довел эколога до ЕСПЧ

Направлена жалоба в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) на нарушение права на свободу выражения мнения и права на свободу собраний и объединений в интересах руководителя общественного  экологического фонда «ИСАР-Сибирь» Юрия Широкова.  Об этом сообщил юрист Александр Передрук, подготовивший жалобу.

Юрий Широков
Юрий Широков

Юрий Широков — эколог, пенсионер, экс-президент  «ИСАР-Сибирь», один из авторов (блогеров) интернет-портала «Эко-дело» ,  созданного по инициативе сибирских и дальневосточных экологических организаций с целью популяризации деятельности общественного экологического движения и формирования благоприятной окружающей среды.

19 января 2016 года Роскомнадзор  по Сибирскому федеральному округу составил  в отношении Широкова протокол об административном правонарушении по п. 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).  Экологу   вменили,  что он, будучи должностным лицом организации «ИСАР-Сибирь», в ноябре 2015 года распространил  в сети «Интернет» публикации «IX Международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока» и «Сосновка — 2015 (фото)»  без указания на то, что материалы  изданы и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

9 марта 2016 года Калининский районный суд г. Новосибирска признал Широкова виновным в  совершении инкриминируемого правонарушения и назначил ему  наказание в виде штрафа в размере 100 000  рублей.  При этом рассмотрение дела происходило без участия обвиняемого.

Широков обжаловал постановление в Новосибирский областной суд. Но тот признал решение суда первой инстанции законным. Однако, учтя личность и имущественное положение Широкова, снизил административное наказание до 50 000 рублей.  Вместе с тем суд отверг аргумент эколога  о том, что публикации были сделаны  им исключительно как частным лицом, так как на период их размещения в интернете  деятельность «ИСАР-Сибирь» была приостановлена решением собрания организации. Суд, не отрицая данного факта, не принял  его  во внимание.

Так как Широков использовал все  средства защиты на национальном уровне, он решил продолжить отстаивать  свои права на уровне ЕСПЧ.

В жалобе отмечено, что заявитель рассматривает штраф за публикацию материалов без маркировки «иностранный агент» как нарушение права на свободу выражения мнения и права на свободу собраний и объединений.

Требование сопровождать каждый публикуемый им материал указанием, что статьи подготовлены НКО, выполняющей функции иностранного агента, заявитель считает вмешательством в право на свободу мнения:  данное требование является  дискриминирующим, так как его выполнение неизбежно искажает в глазах читателей смысл экологической  деятельности.

Заявитель также подчеркивает, что вмешательство в его право на свободу мнения было связано с реализацией им права на свободу объединений, выраженное в участии в деятельности НКО «ИСАР-Сибирь». Это прямо следует из судебных актов национальных судов, признавших, что требование   сопровождать публикуемые материалы ярлыком «иностранный агент» на  Широкова распространяется  исключительно как на директора НКО,  внесенного в реестр «иностранных агентов».

 «Очевидно, что привлечение Широкова  к ответственности отрицательно сказалось на нем, ограничив его свободу как экологического активиста и ослабив его возможность распространять идеи на социально важные темы, тем самым произведя «охлаждающий эффект» (chilling effect)» — дал разъяснение по данным пунктам жалобы Александр Передрук.

Кроме того, в жалобе заявитель обращает внимание суда на то, что нормы  примененного  в отношении него законодательства противоречат принципу верховенства права.

Более того, формулировки закона  «об иностранных агентах» настолько неясны,  что заявитель просто не мог предположить, что публикации о проводимых экологических конференциях, одна из которых содержала преимущественно фотографии, должны иметь ярлык «иностранный агент».

Наконец, заявитель публиковал материалы  как частное лицо, так как на момент публикации деятельность НКО «ИСАР-СИбирь» была приостановлена в силу решения собрания организации, что не оспаривалось национальными властями.

Таким образом, все перечисленные факты дают заявителю основание считать, что привлечение его к ответственности носило исключительно карательный характер в рамках общей тенденции  преследования независимых НКО и представителей гражданского общества.

Наконец, крупный штраф в размере более чем в 5 раз превышающем прожиточный минимум, установленный в Российской Федерации, только лишь за отсутствие на публикациях клейма  «иностранный агент», является  несоразмерным вмешательством в права заявителя.

Напомним, что 26 августа 2015 года, после  проведения Минюстом России по Новосибирской области внеплановой документарной проверки, межрегиональный экологический фонд «ИСАР-Сибирь» был внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Заявление, на основании которого проводилась  проверка, было засекречено.

Минюст обнаружил в деятельности фонда признаки политической деятельности, заключавшейся:

— в  проведении совместно с департаментом природных ресурсов края конкурса экологических проектов;

— в участии в 2011 году, еще до принятия закона об «иностранных агентах», в семинаре Института развития прессы, который в  2015 году также попал в реестр.

Так как  «ИСАР-Сибирь» в один из периодов  своей деятельности  получил два иностранных гранта по 5 тысяч долларов, Минюст счел это достаточным основанием для установления факта  соответствия организации признакам НКО-иностранного агента.

7 сентября 2015 года внеочередное собрание учредителей  приняло решение приостановить деятельность фонда на неопределенный срок — до снятия клейма «иностранный агент», чтобы от взаимодействия с ним не пострадали другие экологические организации.

«ИСАР-Сибирь» почти 20 лет оказывал  поддержку экологическим неправительственным организациям в Сибири и работал  в Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Иркутской и Читинской областях, в Красноярском и Алтайском краях, в республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия.