50 российских НКО обратились в ОНН в связи с поправками в закон об НКО

23 ноября спецдокладчикам ООН по вопросу о свободе мнений, праву на свободу мирных собраний и ассоциаций направлено обращение от имени представителей 50-ти ведущих российских неправительственных организаций (НКО)  в связи с ужесточением российского законодательства об НКО. По мнению авторов обращения, внесенный 10 ноября 2020 года в Госдуму РФ законопроект № 1052523-7 направлен на подавление деятельности российских некоммерческих организаций, филиалов международных неправительственных некоммерческих организаций и правозащитников. Все инициативы, критикующие или отличающиеся от проводимой государством политики, будут запрещены. Принятие законопроекта приведет к установлению тотального контроля над НКО со стороны государства, запрету плюрализма и свободного обмена мнениями, и повлечет за собой усиление изоляции России от остального мира, — заявляют представители российских общественных организаций.

НКО

Два главных изменения, предлагаемых в законопроекте, касаются расширения понятия НКО-инагентов и введения разрешительного порядка деятельности этих НКО. Предлагается признавать статус инагента за теми НКО, которые получают финансирование от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства. Понятие бенефициарного владельца раскрывается через ссылку на п. 8 ст. 6.1 ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» (статья 1(1) законопроекта).

Законопроект предусматривает обязанность НКО-инагентов представлять в Минюст программы мероприятий, документы, являющиеся основанием их проведения и отчеты об их исполнении (пункты 3(а) и (б) статьи 1) Законопроекта). Минюст наделяется правом запрещать указанным организациям осуществлять их программы полностью или частично (статья 1(3(г)) Законопроекта). При невыполнении этого запрета Минюст сможет подать исковое заявление в суд о ликвидации организации (там же).

Как пишут авторы заявления, законопроект является частью государственной политики давления на НКО с помощью законов, регулирующих иностранное финансирование организаций. Соответствующий закон, вводящий статус НКО, выполняющей функции иностранного агента, был подписан Президентом РФ 20.07.2012 (Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ). В 2017 году подобный статус распространили на СМИ (Федеральный закон от 25.11.2017 № 327-ФЗ).

За нарушение законодательства об НКО-инагентах предусмотрена административная (ст. 19.34 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 330.1 УК РФ). НКО-инагенты обязаны предоставлять множественные дополнительные формы отчетности в государственные органы, маркировать любые печатные публикации и публикации в интернете указанием на то, что эти материалы изданы НКО — иностранным агентом; с ноября 2014 НКО-инагентам запрещено участвовать в выборах; с января 2017 года этим НКО отказано в получении государственной помощи, как социально ориентированным исполнителям общественно полезных услуг; в июле 2018-го их лишили права выдвигать кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий; в октябре 2018 – права проводить антикоррупционные экспертизы проектов нормативно-правовых актов. В 2015 году сократились возможности финансирования НКО из-за введения уголовной ответственности за деятельность нежелательной международной неправительственной организации (ст. 284.1 УК РФ)

Ограничения вызвали беспокойство среди договорных органов ООН по защите прав человека (CCPR/C/RUS/CO/7 (2015); CERD/C/RUS/CO/23-24 (2017), п. 11; CERD/C/RUS/CO/20-22 (2013), п. 13; CEDAW/C/RUS/CO/8 (2015), п. 15; E/C.12/RUS/CO/6 (2017), п. 7).

Российские НКО, подписавшие обращение, заявляют, что законопроект непосредственно ограничивает право на свободу ассоциаций (часть 2 ст. 22 МПГПП) и право на свободное выражение своего мнения (часть 2 и 3 ст. 19 МПГПП). Предлагаемые поправки напрямую противоречат п. 9(b) резолюции КПП A/HRC/RES/22/6 (2013), согласно которому государства должны обеспечить, «чтобы ни один закон не содержал положений о криминализации или делегитимизации действий в защиту прав человека на основании происхождения финансовых средств на эти цели».

Законопроект еще больше ограничит и без того ограниченную свободу деятельности НКО в России, как местных, так и международных, введением по сути разрешительного порядка осуществления деятельности НКО. Такое ограничение нельзя признать преследующим законную цель, пропорциональным и необходимым в демократическом обществе. Законопроект направлен на дальнейшую делегитимизацию и стигматизацию деятельности независимых НКО в России.

Разрешительный порядок деятельности НКО сведет к минимуму демократическую дискуссию, сотрудничество и взаимодействие в российском обществе. Все инициативы, критикующие или отличающиеся от проводимой государством политики, будут запрещены. Принятие законопроекта приведет к установлению тотального контроля над НКО со стороны государства, запрету плюрализма и свободного обмена мнениями, и повлечет за собой усиление изоляции России от остального мира».

Среди организаций, подписавших обращение, есть те, чья деятельность связана с защитой  прав малочисленных коренных народов и этнических меньшинств, журналистов, избирателей, призывников и военнослужащих, беженцев и мигрантов, жертв домашнего насилия, ЛГБТ, также те НКО, которые  борются  с загрязнением окружающей среды, с расизмом и ксенофобией, противодействуют пыткам, содействуют реформе правоохранительных органов и судов, занимаются общественным контролем за деятельностью судов, закрытых учреждений, полиции,  работают в области сохранения исторической памяти, помогают установлению сотрудничества и развитию культурных связей, проводят просветительские мероприятия в области прав человека для молодежи,  защищают права граждан на чистую воду и окружающую среду и многие другие. К заявлению присоединились и представители адвокатского сообщества.

Полный список НКО, подписавших обращение, и текст обращения на английском языке см. по ссылке.