Котенков вновь просит суд г. Барнаула признать незаконным отказ ФСБ в ознакомлении с делом нереабилитированного прадеда

Александр Котенков направил в Центральный  районный суд г. Барнаула иск на очередной отказ Управления ФСБ (УФСБ) по Алтайскому краю в ознакомлении с материалами  архивного уголовного дела (АУД) Ивана Гудкова.  

Фото Анны Зайковой
Фото Анны Зайковой

Комментарий адвоката Марины Агальцовой, представляющей интересы истца:

Это новый судебный этап Александра Котенкова против Управления ФСБ по делу его прадеда. Изначально ведомство отказывало ему в ознакомлении с делом, ссылаясь на закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который регулирует вопросы предоставления материалов уголовных дел реабилитированным лицам и их родственникам. По логике ведомства выходило, что, если в законе ничего не сказано в отношении других лиц, значит, им не положено знакомиться с такими делами. 

В 2020 году суд г. Барнаула в основном поддержал нашу позицию и указал, что законодательство позволяет заявителю знакомиться с уголовным делом нереабилитированного родственника. Однако апелляционная инстанция отменила это решение и приняла сторону ФСБ. В результате мы дошли до Конституционного суда РФ, который сказал, что закон «О реабилитации» не регулирует вопрос выдачи документов нереабилитированных. То есть, архивные уголовные дела с отрицательной реабилитацией выдаются по правилам государственных архивов.

После решения Конституционного суда мы снова обратились к местному архиву ФСБ. Но там нам ответили, что законодательством не предусмотрен доступ граждан к делам нереабилитированных и архивы не обязаны обеспечивать непосредственное ознакомление с такими делами и представлять их копии. При этом УФСБ сослалось на часть 5 статьи 26 закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Однако ни этот, ни другие законы архивного законодательства не устанавливают ограничений для родственников на ознакомление с архивными уголовными делами нереабилитированных. Напротив, они закрепляют общее право граждан на доступ к документам архивного фонда РФ.

Истец настаивает: отсутствие специальных норм в архивном законодательстве для ознакомления с делами нереабилитированных означает не запрет на ознакомление, а необходимость применения к таким делам общих норм. Эти нормы закреплены в законе «Об архивном деле в Российской Федерации». Среди них: право получать для изучения архивные документы в виде подлинников и (или) копий, в том числе в форме электронных документов (ч.1 ст.24 и п. 2 ч.1.1 ст.24). 

Ограничения на доступ к архивным документам или части содержащейся в них информации устанавливаются только в отношении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, на срок 30 лет со времени их создания (п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. N 3088-I). Все иные ограничения незаконны.

«Российское законодательство устроено так, что есть общие правила, а есть специальные правила для некоторых случаев. Если для конкретного случая не предусмотрены специальные правила, то применяются правила общие. Для АУД нереабилитированных специальных правил нет, поэтому применяются общие правила», — отмечено в иске.

Административный ответчик не отрицает, что материалы дела Гудкова относятся к архивному фонду РФ и не ссылается на наличие в них тайны, следовательно, на уголовное дело Гудкова распространяется такой же режим доступа как на любые другие архивные документы, которые  находятся в общем доступе.

Истец подчеркивает, что отказ в доступе к делу  его родственника нарушает конституционное право на ознакомление с документами,  а также на знание и сохранение исторической памяти (п. 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Напомним, Иван Абакумович Гудков дважды подвергся репрессиям. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 года он был внесен в списки по раскулачиванию с конфискацией имущества и выселению с семьей буквально в чистое поле. В ответ Гудков принял участие в кулацком восстании. За это Особая тройка ОГПУ приговорила его по ст. 58-2 УК РСФСР к расстрелу. Его семья была выслана из с. Коробейниково Алтайского края в Томскую губернию. По первому делу Ивана Гудкова реабилитировали. По второму Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 09.06.1992 года в числе других осужденных Гудкова признали не подлежащим реабилитации.

Котенков хотел изучить дело прадеда, по которому тот не был реабилитирован. Для этого в 2017 году он обратился в архив УФСБ по Алтайскому краю, но получил ответ, что доступ к делам репрессированных родственников предоставляется только в том случае, если те впоследствии были реабилитированы, и что ведомственными актами не предусмотрен механизм допуска к материалам уголовных дел с отрицательным заключением о реабилитации проходящих по ним лиц.

5 июля 2019 года Верховный суд РФ в определении по делу актера Георгия Шахета признал аналогичный отказ в доступе к архивному делу нереабилитированного родственника незаконным. Александр Котенков, узнав об этом,  вновь обратился в УФСБ с просьбой ознакомить его с делом прадеда. Однако ведомство проигнорировало решение Верховного суда. Центральный архив ФСБ России, куда был обжалован ответ нижестоящей инстанции, признал отказ законным.

Александр Котенков подал иск в Центральный районный суд г. Барнаула, который решением от 24 сентября 2020 года частично удовлетворил исковые требования и признал, что законодательство позволяет заявителю знакомиться с уголовным делом нереабилитированного родственника.

Центральный архив ФСБ подал апелляцию. 29 декабря 2020 года Алтайский краевой суд отменил решение первой инстанции. Восьмой Кассационный суд (определение от 24 июня 2021 года) поддержал это решение. Верховный суд (определение от 1 декабря 2021 года) не усмотрел нарушения прав и законных интересов Котенкова.

Котенков пытался оспорить в Конституционном суде РФ положения статьи 11 закона «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку архивы и суды трактовали ее как содержащую запрет на ознакомление с материалами архивных уголовных дел нереабилитированных.

Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы, так как не нашел для этого оснований. В  своем отказном определении суд указал, что:

«Положения статьи 11 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» закрепляют, в частности, право реабилитированных лиц (их родственников и наследников) на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Данное законоположение само по себе не регулирует отношения, связанные с ознакомлением с архивными материалами уголовных и административных дел, содержащих информацию о нереабилитированных лицах. Следовательно, ознакомление с такими архивными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов».

Приложение: текст иска Иск

 

Isk