Указом президента в системе распределения государственных грантов для НКО создан координационный комитет под руководством первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Его заместителем стал глава управления президента по общественным проектам Сергей Новиков, а ответственным секретарем — глава Фонда президентских грантов Илья Чукалин.
Распоряжение о господдержке НКО и выделении им 4,3 млрд рублей было опубликовано в понедельник. Распределением средств займется Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, который в 2017 г. выберет их получателей в ходе двух конкурсов совместно с координационным комитетом по проведению конкурсов. Комитет, в который вошли 33 общественника, чиновника и политика, разработает стратегию деятельности по предоставлению грантов и будет согласовывать победителей конкурсов. Для независимой экспертизы проектов, представленных на конкурсы, создадут экспертный совет из представителей власти и общественников.
Путин в понедельник на медиафоруме ОНФ выразил пожелание, чтобы сумма грантовой поддержки была проиндексирована. Как сообщают Ведомости, человек, близкий к администрации президента, подтверждает, что это планируется сделать.
Гендиректор Фонда-оператора Илья Чукалин рассказал, что подход к распределению грантов станет более прозрачным, а участие коллегиального органа позволит убрать систему раздачи грантов «своим» и привлечь тех, кто обычно не подает заявки, рассказал. Ранее он был ответственным секретарем координационного совета по господдержке социально ориентированных НКО при Минэкономразвития.
В 2016 г. в четырех конкурсах девять грантооператоров распределяли 4,6 млрд руб. Крупнейшие гранты в прошлом году получали организации, имеющие отношение к Русской православной церкви, а также занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи.
Правозащитник Лев Пономарев опасается, что система распределения грантов может стать ещё хуже.
«Гражданское достоинство» специально создавалось, чтобы выделять гранты правозащитникам, после того как их стали признавать иностранными агентами. Они стали одним из учредителей большого грантооператора, но если раньше были независимы, то сейчас окажутся в зависимости от других учредителей. А поскольку с правозащитниками идет борьба, то средств им выделять не будут»
— прокомментировал Пономорев.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц полагает, что создание единого оператора может решить конфликт интересов.
«Единого грантооператора создали, чтобы одним махом развеять претензии, которые были к прежним грантооператорам: что они могут получать откаты и необъективно рассматривают заявки. Видимо, не хотелось разбираться с каждым, поэтому и создали нового оператора, который возглавил человек, эффективно проявивший себя, проводя конкурсы в Минэкономразвития.
Обеспечить единообразие процедуры в девяти организациях сложнее, чем в одной. Но опять же будет вопрос, как соблюсти интересы всех, кто хочет получить гранты»
— считает Мельконьянц.
Хорошо, что государство дает гранты, но плохо, что оно остается единственным донором гражданского общества, говорит политолог Борис Макаренко:
«Западное финансирование не одобряется, клеймо иностранного агента могут прилепить любому, а частный бизнес не в том состоянии, чтобы быть большим грантодателем. Так что разницы в том, раздает государство гранты из одной руки или из девяти, нет, это всего лишь разница в бюрократическом упражнении».