В Санкт-Петербурге прошло первое заседание Конституционного суда по жалобе Ильдара Дадина

новости

Вчера в Санкт-Петербурге состоялось заседание  Конституционного суда, на котором рассматривалась жалоба гражданского активиста Ильдара Дадина на статью 212.1 УК о неоднократном нарушении порядка проведения массовых акций, по которой он сейчас отбывает наказание.

Ильдар Дадин/ Фото: Новая газета
Ильдар Дадин/ Фото: Новая газета

 

Заседение конституционного суда вызвало ажиотаж: сайт Конституционного суда также оказался перегружен, а у здания учреждения собралось множество людей, поддерживающих заключенного активиста. В зал заседаний, правда, из них смогли попасть всего пара человек, не считая жены Дадина Анастасии Зотовой: первые места в очереди на заседание заняли студенты местных юридических вузов.

Суть жалобы Дадина сводится к тому, что статья 212.1 УК, во-первых, нарушает принцип «Non bis in idem», не позволяющий судить дважды за одно деяние, во-вторых, само повторение мелкого правонарушения не делает его преступлением, и, в-третьих, позволяет судить за формальные нарушения при организации мероприятия.

МВД и представители государственных ведомств не поддерживают жалобу Дадина ни по одному из пунктов. Однако, как сообщил «Коммерсант» за день до заседания, замгенпрокурора Владимир Малиновский согласился с Дадиным в том, что повторное административное нарушение закона само по себе не является преступлением, так как в нём отсутствует общественная опасность.

Однако, юрист Коалиции в поддержку правозащитников Марина Агальцова скептически оценила перспективу смягчения закона:

Судить о шансах о том, что замечания прокуратуры будут услышаны, сложно. Наличие автоматической уголовной ответственности за три и более нарушения законодательства о митингах, конечно, является непропорциональной мерой. Законодатель фактически наказывает в уголовном порядке «злостность» нарушения законодательства о митингах, даже если эти нарушения были самыми незначительными. Конечно, возникает справедливый аргумент, что незначительные нарушения в принципе не должны наказываться в силу их малозначительности. Прекращение производства по малозначительности деяния напрямую предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях, но проблема в том, что статья о малозначительности в российских судах работает в принципе очень плохо. И уж, конечно, крайне нереалистично ожидать ее применение  в отношении нарушений законодательства о митингах, где судьям чудятся в каждом нарушении значительная общественная опасность. Поэтому на практике это ведет в тому, что если человек вышел три раза с единоличным  пикетом, встал чуть ближе, чем предусмотрено законом, к еще одному такому же пикетчику, и уголовная ответственность становится весьма возможным исходом.

Как выяснилось чуть позже, Марина Агальцова фактически была права. Официальный представитель прокуратуры Александр Куренной заявил, что в ведомстве статью 212.1 считают конституционной.

В ходе заседания свою позицию озвучили представитель Ильдара Дадина адвокат Сергей Голубок, а также представители президента, Госдумы, правительства, Совета Федерации и Минюста. Каждый из представителей ведомств выразил несогласие с жалобой Дадина. Жена Дадина журналистка Анастасия Зотова была возмущена теми интерпретациями закона, которые предлагали представители власти.

После того, как стороны представили свои позиции, заседание было окончено. Председатель суда Валерий Зорькин предупредил, что о дате оглашения решения будет объявлено дополнительно.

После окончания заседания Анастасию Зотову и ещё несколько человек из группы поддержки Ильдара Дадина задержала полиция — за переход улицы в неположенном месте.