В Санкт-Петербурге УМВД вновь требует от НКО предоставить документы о деятельности организации. По предварительным данным, за последний месяц подобные запросы из полиции получили 28 питерских организаций. На этот раз нерегламентированным проверкам со стороны МВД подвергаются не только НКО, выполняющие функции «иностранного агента».
Некоммерческие организации Санкт-Петербурге уже несколько лет подряд подвергаются подобному прессингу со стороны МВД. При этом все необходимые проверки организации регулярно проходят и предоставляют документы в порядке установленного закона в Минюст. У полиции же отсутствует процедура и регламент таких проверок.
Тем не менее, отказавшимся предоставить документы НКО полиция угрожала обысками. Однако, те организации, которые выполняли запрос полиции, в результате подвергались дополнительному давлению. Например, на основе представленных НКО материалов возникали новые дела об административных правонарушениях.
Таким образом, чем добросовестнее НКО выполняли требования МВД, тем больше проблем впоследствии получали.
Практика показала, что без решения суда не следует сразу что-то предоставлять по запросу, особенно, если в нем не указывается конкретное основание, по которому запрашиваются документы.
Юрист «Команды 29» Макс Оленичев напоминает, что только если в полиции «есть материал о том, что НКО якобы совершило какое-то правонарушение, протокол о котором составляет полиция, то да, полиция, вправе такие материалы затребовать. Ключевой вопрос — есть ли такой материал в полиции?»
Кроме того, УМВД по Санкт-Петербургу запрашивает фактически все документы НКО, включая информацию о финансировании организаций, сведения о партнёрах, отчёты о деятельности, выписки по всем счетам и даже списки волонтёров. Однако, согласно позиции Конституционного Суда, выраженной в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П, проверяющие органы не вправе требовать у НКО документы, которыми та не обязана обладать (например, список волонтеров), а также общедоступную информацию, или уже находящуюся в распоряжении других государственных органов (сведения о направлении деятельности из устава и др.).
Правозащитники считают, что в действиях УМВД по Санкт-Петербургу усматривается произвольное использование своих полномочий, так как в его запросах отсутствует привязка к конкретному делу.
По мнению Макса Оленичева, если НКО получило такое письмо, лучше посоветоваться с юристами и разработать стратегию. Каждая ситуация НКО может быть уникальной и одного правильного совета для всех НКО нет.
«Ничего не нужно сразу предоставлять, не подумав. Чтобы не было хуже» — предупреждает Макс Оленичев.
Коалиция в поддержку правозащитников предлагает на подобный запрос МВД отвечать примерно следующим образом (примерный вариант письменного ответа руководителя НКО в отдел МВД):
«Нашей организацией было получено от Вас письмо от ХХХ № ххххх, в котором Вы просите предоставить большой пакет документов, относящийся к работе нашей организации.
Мы с уважением относимся к тому, что в соответствии ст. 12 ФЗ 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция должна осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры.
Мы с таким же уважением относимся, что для осуществления своей обязанности полиции предоставлено право в соответствии со ст. 13 ФЗ 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» запрашивать и получать по мотивированному запросу документы (их копии) и иную информацию от общественных организаций в связи с расследуемыми уголовными делами или иными материалами, находящимися в производстве.
В своем письме от ХХХ № ххххх Вы просите предоставить практически всю документацию НКО за 2016-2018 г. на основании некого материала МПОП № ХХ. Нам не знакома аббревиатура МПОП, однако и без этого Ваш запрос сложно назвать мотивированным. Вами не указано существо расследуемого преступления или заявления, не представлены фактические обстоятельства, которые надлежит проверить документами нашей организации. Более того, Вы не указали, почему Вы полагаете, что наша организация может Вам помочь в расследовании уголовного или иного дела, почему Вы запрашиваете не какой-то конкретный документ (-ы), а практически всю документацию возглавляемой мной организации.
В отсутствие этих данных, мы не можем оценить его обоснованность и законность. После уточнения Вашего запроса, мы с удовольствием предоставим весь комплект документов, который будет непосредственно относиться к делу, материалу или обращению, которое находится в Вашем производстве.»