1. Фактические обстоятельства дела
19 июня 2017 года было прекращено уголовное преследование по ст. 330.1 УК РФ правозащитницы Валентины Череватенко. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Максимально возможное наказание – 2 года лишения свободы.
Старший следователь по особо важным делам А.В. Нестеров в Постановлении о прекращении уголовного дела указал, что общественная опасность деяния по ст. 330.1 УК РФ заключается в том, что «уклоняясь от представления необходимых документов, виновные фактически осуществляют сокрытие того, в чьих интересах действует организация». Но если ранее НКО сами должны были подавать заявления на включение их в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента», то после июня 2014 года государство уполномочило Минюст принудительно включать организации в данный реестр. Фонд «Женщины Дона» принудительно включили в реестр иностранных агентов 27 октября 2015 года и оштрафовали по ч. 1 ст. 19.34 КоАп РФ за не вхождение в реестр добровольно.
Принимая эти обстоятельства во внимание, следователь пришел к выводу, что уклонение В.И. Череватенко от включения в реестр не представляет общественной опасности «в силу малозначительности, привлечения к административной ответственности,.. отсутствия последствий в виде существенного нарушения прав и интересов конкретных лиц, организаций, общества и государства…» Этим же постановлением следователь признал за Валентиной Череватенко право на реабилитацию.
2. О праве на реабилитацию
В связи с прекращением уголовного преследования по п.2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления) Валентина Череватенко имеет право на реабилитацию. В соответствии с частью 6 статьи 29 ГПК РФ, Череватенко может подать исковое заявление о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, в суд либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения ответчика. Ответчик — Министерство финансов Российской Федерации.
Помимо возможности взыскания вреда в судебном порядке, прокурор, в силу ч. 1 ст. 136 УПК, обязан от имени государства принести реабилитированному официальное извинение за причиненный ему незаконным преследованием вред. При неисполнении прокурором этой обязанности, его бездействие, согласно закону, может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК.
Адвокат М.В. Агальцова