Юрист о внеплановых проверках связанных с «иноагентами» лиц

Минюст подготовил документ о внеплановых проверках лиц, связанных с «иноагентами». Юрист Наталья Морозова объяснила, кого это коснётся. Ниже кратких пересказ интервью с юристом.

minyust

Этот документ продолжение недавних изменений «иноагентского» законодательства, когда многие писали, что кроме «иноагентов» у нас появились «третьи лица». Государство хочет наказывать за любую помощь в обходе ограничений, установленных им для «иноагентов». Поэтому Минюсту нужно право проводить внеплановые проверки каких угодно юридических лиц. Что касается физлиц – видимо, для них ещё будут отдельные поправки.

Не надо забывать – с недавних пор Минюст обязан вести реестр «физических лиц, аффилированных с иностранными агентами». Причём сведения из этого реестра не публикуются. Их может получить избирательная комиссия, если направит такой запрос. Либо если гражданин сам попросит Минюст сообщить ему, есть ли он в реестре. Такой вот самодонос, на мой взгляд.

Как будут проходить такие проверки? Думаю, это будет обычная внеплановая проверка. Команда Минюста высаживается в офисе, показывает постановление о проведении внеплановой проверки на основании какого-нибудь доноса – и требует предоставить все документы за последние годы. А потом будут их проверять на предмет сотрудничества с «иноагентами».

Если Минюст обнаружит нарушения, то сначала выпишет предписание или предупреждение о том, что именно надо исправить и в какой срок. Если не выполнить это требование, последуют штрафы: до 50 тысяч для граждан, до 100 для должностных лиц и до 300 для юрлиц (ч. 42 ст. 19.5 КоАП). Кстати, самим «иноагентам» не дают никаких возможностей «исправиться», а штрафуют сразу.

Мне кажется, цель этой инициативы в том, чтобы сделать «иноагентов» ещё большими париями в публичном поле. Чтобы уже никому не хотелось хоть как-то соприкасаться с ними – брать их на работу, связанную с несовершеннолетними; цитировать их в изданиях «18–», принимать от них пожертвования на деятельность политических партий и так далее. Думаю, авторы документа хотят, чтобы граждане не вникали, что можно делать с «иноагентами», а что нельзя – и просто бежали бы от них, как от «нежелательных организаций».