28 декабря 2020 года Министерство юстиции впервые включило в реестр иностранных средств массовой информации (СМИ), выполняющих функции иностранного агента, физических лиц. Всего в реестр внесено пять человек, двое из которых не являются журналистами и не работают в СМИ. Это правозащитник Лев Пономарев и активистка Дарья Апахончич.
Также в списке СМИ-иноагентов оказались Денис Камалягин — главный редактор издания «Псковская губерния», Сергей Маркелов — журналист петрозаводского журнала «7х7», Людмила Савицкая — журналист «Радио Свобода». Ведомство не указало, чем вызвано подобное пополнение списка.
«По-видимому, таких людей будет много, и нам надо объединяться, чтобы мы защищали свои права. Нас уже пять человек, надо познакомиться друг с другом, я не знаю остальных коллег. Надо познакомиться и, может, делать НКО иностранных агентов», — высказал свое мнение РБК Лев Пономарев.
В феврале 2019 года движение Пономарева «За права человека» было включено в реестр иностранных агентов. В октябре прошлого года по инициативе Минюста движение было ликвидировано за нарушения устава организации.
Журналист издания “Ъ” Александр Черных на своей страничке в ФБ написал, что в истории с признанием пятерых человек «СМИ-иноагентами» он обнаружил один важный нюанс, который не сразу заметен:
«На первый взгляд, это закон исключительно против журналистов, которые сотрудничают с «неправильными» СМИ. Но при этом в списке оказались и не журналисты — правозащитник Лев Пономарев и акционистка Дарья Апахончич. Я задумался — а они-то почему вдруг стали «СМИ»? Чтобы выяснить этот вопрос, наша корреспондентка вчера долго пытала «источник, близкий к Минюсту». И тот, в конце концов, пояснил ведомственную логику.
«Например, Дарья Апахончич давала комментарии на канале «Настоящее время», а участие в создании материала в качестве эксперта тоже расценивается как соавторство,— пояснил собеседник “Ъ”.— Господин Пономарев распространял информацию с сайтов СМИ-иноагентов на своей странице в Facebook».
Таким образом, получается, что необязательно вообще иметь отношение к журналистике. Необязательно получать гонорар от «неправильного» СМИ. Достаточно просто дать им комментарий на любую тему — или даже репостнуть ссылку. И все — ты уже на карандаше.
Честно говоря, сначала я подумал, что ошибся. И попросил корра задать уточняющий вопрос, с примером.
…Корреспондент “Ъ” попросил собеседника представить такую ситуацию: российский ученый участвует в международном исследовании на средства зарубежного гранта, а потом дает комментарий на тему коронавируса одному из СМИ-иноагентов. «Теоретически он может попасть в этот реестр,— признал собеседник “Ъ”.— Действительно, нет конкретно прописанного формата, что именно это СМИ обязано оплачивать работу дающего комментарий лица. Получается, что в реестр рискует попасть любое лицо, получающее иностранное финансирование и взаимодействующее в плане информационной политики со СМИ—иностранным агентом».
Получается, что закон ещё хитрее, чем мы думаем. Он не просто душит сотрудников СМИ, он ещё и пытается поставить их в информационную блокаду. Угрожает всем тем, кто готов давать комментарии такому СМИ — и кто хочет поделиться их статьями в соцсетях. Хитро. И очень мерзко.»