Обыски у пермских правозащитников и активистов

19 мая УФСБ по Пермскому краю заявили об открытии уголовного дела по статье УК РФ «Покушение на контрабанду культурных ценностей» против руководителя ликвидированного Пермского Мемориала Роберта Латыпова и члена Центра исторической памяти (ЦИП) — преемника Пермского Мемориала — Александра Чернышова. Им вменяют попытку вывоза за границу документов Пермского Мемориала.

19 мая утром в рамках этого дела пришли с обысками к членам Пермского Мемориала и ЦИП, правозащитникам и гражданским активистам: Татьяне Марголиной, Светлане Маковецкой (обе — члены Совета по правам человека при президенте РФ), Игорю Аверкиеву, Вере Седининой, Татьяне Черепановой, Надежде Агишевой, Оксане Асауленко и Сергею Максимову. Также сотрудники ФСБ приезжали на квартиру к Латыпову и искали его. Силовики взяли подписки о неразглашении и выдали повестки на допрос на следующей неделе. У члена бывшего правления Пермского Мемориала Веры Седининой, которая 19 мая выписывалась из больницы, в тот же день провели пятичасовой допрос.

20 мая в Перми провели обыск у юриста Елены Першаковой, представлявшей в некоторых делах интересы Пермского Мемориала. Как сообщает фонд «Общественный вердикт», у Елены изъяли телефон, ноутбук, жесткий диск, документы, касающиеся представления интересов Пермского Мемориала по делу о захвате земельного участка, и вызвали на допрос в ФСБ в следующую среду.

Центр исторической памяти выпустил заявление в поддержку коллег, где, среди прочего, говорится: «данный архив, в «контрабанде» которого появились подозрения, представляет собой несколько коробок с обычными документами делопроизводства ликвидированной ранее властями некоммерческой организации (протоколы собраний, переписка с государственными органами, документы по благотворительным проектам и прочее подобное). Безусловно, это не исторические документы 80-летней давности, например, архивно-следственные дела жертв политических репрессий. <…>

Как было уже неоднократно заявлено, архив Пермского «Мемориала» должен был быть отправлен к нашим московским коллегам для оценки.<…> Подобные передвижения архива ликвидированной организации не являются незаконными.