Внесение правозащитных организаций в реестр «иностранных агентов»
4 октября в реестр «иностранных агентов» [1] включена Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Москва).
Административное преследование НКО
17 октября мировой судья судебного участка № 2 Московского района Калининграда вынес решение по административному делу в отношении Калининградской общественной организации «Экозащита! — Женсовет». Дело в отношении НКО было возбуждено за «непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента» (статья 19.7.5-2 КоАП РФ). Суд признал организацию виновной и назначил наказание в виде предупреждения. В апреле 2016 года суд уже признавал «Экозащиту» виновной и также ограничился предупреждением. «Экозащита» настаивает на том, что не является «иностранным агентом», по этой причине организация не подает соответствующую отчетность. В 2014 году «Экозащита» была принудительно внесена в реестр «иностранных агентов» С этого момента в отношении организации было составлено несколько протоколов, как на саму организацию, так и на руководителя. С начала 2016 года организацию дважды штрафовали за невыполнение предписания Минюста по предоставлению отчетности [2].
Возбуждение уголовных, административных дел в отношении правозащитников
1 октября суд в Волгограде применил меру пресечения в виде содержания под стражей в отношении задержанного накануне лидера местного отделения движения «За права человека» Игоря Нагавкина. Правозащитника обвиняют в краже ювелирных украшений. Однако лидер движения «За права человека» Лев Пономарев уверен, что задержание и возбуждение дела — месть Нагавкину за многолетнюю эффективную борьбу за права заключенных.
Нагавкин был членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Волгоградской области первого созыва. «Нагавкин известен среди гражданских активистов, а также местным властям, своей непримиримой позицией по отношению к фактам произвола в системе правоохранительных органов. Скорее всего, именно по этой причине он был «выведен» из состава регионального ОНК», — сообщается в блоге «Несвобода» [3].
Подобным образом комментирует возбуждение дела и адвокат Нагавкина Юрий Бенгардт: «По фабуле дела, у его родственников нашли некие изделия, которые сами родственники у себя в доме не видели. Процессуальные действия, связанные с обыском, были проведены с нарушениями, к примеру, были пьяные понятые. Ни к каким кражам он отношения не имеет». По словам защитника, арест связан с деятельностью его подзащитного. «У него был фонд по оказанию социально-правовой помощи заключенным… он боролся с произволом уголовно-исполнительной системы. Многим людям он помогал, его знают как правозащитника по тюрьмам. О нем очень положительно отзываются, звонят, не верят в произошедшее», — рассказал Бенгардт.
«Он брал на себя громкие дела, пытки. В Уфе он провел крупную пресс-конференцию по пыткам в Башкирии. Потом мне сообщили, что ситуация там стала намного лучше, чем раньше. Он хорошо знал ситуацию изнутри и умел защищать права человека», — подчеркнул лидер всероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.
19 октября Волгоградский областной суд оставил постановление райсуда в силе, сократив срок ареста до 16 ноября.
Защитники настаивали на мере пресечения в виде домашнего ареста, залога, личного поручительства или подписки о невыезде.
Адвокат Шухардин отметил, что если Нагавкина заключили под стражу по подозрению в совершении преступления, то в течение десяти суток следователь был обязан предъявить ему обвинение. «Десять суток прошли, никаких обвинений ему не предъявлялось, — отметил он. — То, что в течение почти суток ему не оформляли задержание, говорит о том, что властями РФ грубейшим образом было нарушено его право на свободу. 48 часов истекли задолго до начала судебного разбирательства о его заключении под стражу».
Он также заявил ходатайство о приобщении личных поручительств Льва Пономарева, а также председателя Московской Хельсинской Группы Людмилы Алексеевой, которое было удовлетворено судом.
Сам Нагавкин заявил, что интерес полиции к нему связан с его «борьбой с наркомафией». «Были основания полагать, что один из силовиков замешан в наркобизнесе, — сказал Нагавкин. — Я стал неугодным человеком». Подозреваемый отметил, что при задержании около пяти часов пролежал на земле во время заморозков.
Нагавкин отметил, что в процессе этапирования из ИВС в СИЗО-1 у него начал болеть бок. «Я стал просить вызвать медиков… Но на следующий день меня увезли в СИЗО-5. 12 октября … у меня пошла желчь, началась сильная боль. Я попросился в санчасть. Девушка-фельдшер сказала, что терапевт будет через неделю. Я отказался от приема пищи и воды. Воду я стал пить только 17 октября, потому что в ночь с воскресенья на понедельник у меня стали отказывать почки и опухли ноги. Терапевта мне вызвали 13 октября. Он сказал, что мне необходимо лечение в ЛИУ-15. Я видел эту запись, врач сама мне это прочитала в присутствии медсестры. На следующий день фельдшер показала мне мою медкнижку, где не было страницы с записью. По этому поводу 16 октября я написал заявление на имя прокурора по надзору по Волгоградской области о том, что из медкарты исчезли записи…»
По мнению адвоката Валерия Шухардина, итог суда «предсказуем». «Дело носит заказной характер, соответственно, подключены все силовые структуры, которые имеют воздействие и на судебную систему, — сказал он журналистам. — Поэтому на то, что волгоградский облсуд освободит Нагавкина, шансы были небольшие. Я сомневаюсь, что в мотивировочной части какие-то аргументированные доводы, опровергающие доводы защиты, будут указаны. Здесь грубейшим образом нарушается право Нагавкина на свободу. В дальнейшем мы будем как обжаловать это решение в кассационном порядке, так и направлять жалобу в Европейский суд. В жалобе будем поднимать вопросы об уголовном преследовании правозащитников в нашей стране».
Член Московской Хельсинкской Группы Валерий Борщев охарактеризовал Нагавкина как принципиального правозащитника, человека горячего, но искреннего: «Я знаю Нагавкина лично. Он для многих представляется неудобным человеком. Нагавкин с трудом идет на компромиссы, но всегда действует в интересах защиты прав человека. Сколько я наблюдал полемики между властями и Нагавкиным, правозащитник никогда не переступал границы закона. Да, он отстаивал свою точку зрения иногда чересчур эмоционально, но она всегда была верная» [4].
24 октября председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков заявил, что его объявили в новый розыск по уголовному делу о сокрытии имущества, подвергнутого описи на сумму 1300 рублей.
Аншаков опубликовал документ, согласно которому старший дознаватель ОСП по ЦАО № 1 УФССП России по Москве С. Голошев 11 августа вынес постановление об объявлении правозащитника в федеральный розыск за сокрытие описанного имущества (статья 312 ч. 1 УК РФ).
Об этом постановлении Аншаков узнал только 24 октября. Глава ОЗПП утверждает, что проживает по адресу постоянной регистрации и не менял место работы, известное правоохранительным органам.
Ранее управление ФССП по Москве, в Хамовническом отделе судебных приставов возбудило исполнительное производство о взыскании задолженности в размере 105 000 рублей с ООО «Городское бюро товарных экспертиз», гендиректором которого является Аншаков, в пользу физлица. В рамках дела о взыскании задолженности приставы наложили арест на 15 единиц оргтехники, принадлежащей бюро, однако позже в ходе проверки они сообщили о пропаже трех единиц оргтехники.
Аншаков утверждает, что описанное приставами имущество не сокрыто, а было перевезено в другой офис в связи с переездом одного из подразделений организации. По его словам, судебным приставам, производившим опись, о переезде известно. Кроме того, имущество не было передано под роспись на ответственное хранение, а только описано.
Адвокат Аншакова Роза Баршина намерена обжаловать постановление о розыске подозреваемого в судебном порядке и добиться прекращения уголовного дела, по которому истекли сроки проведения дознания. Ранее она говорила, что в августе 2015 года главу ОЗПП уже объявляли в розыск.
Аншаков считает, что возбуждение против него уголовных дел по техническим причинам, из которых он не может выйти, похоже на практику «сторожевого контроля» со стороны силовиков (база данных МВД России, с помощью которой осуществляется контроль за деятельностью политических и общественных активистов).
Обыски, задержания, травля, преследования, избиения правозащитников
3 октября в аэропорту «Курумоч» Самары обыскали и допросили бывшего руководителя самарского фонда по защите прав избирателей «Голос-Поволжье» Людмилу Кузьмину. В Самару правозащитница вернулась из Москвы.
Поводом для действий сотрудников полиции и Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) стало заявление главы самарского отделения НОД Дмитрия Гуренкова.
Полиция задержала вылет правозащитницы из Москвы: ее паспорт проверяли до тех пор, пока она не опоздала на самолет.
В Самаре пять полицейских вошли в салон самолета после посадки и заявили, что Кузьмина перевозит крупную сумму денег в иностранной валюте. Кузьмину провели в аэропорт, где допрашивали два часа. У нее нашли 700 евро, 30 долларов и 6 тысяч рублей, а потом «передали» судебному приставу, которого сопровождал журналист телеканала «Губерния» с кинокамерой.
Судебные приставы вручили Кузьминой предписание о погашении в течение пяти дней долга по налогу на прибыль НКО «Голос-Поволжье» в сумме 2 222 521 рубля плюс пени и штрафы. В противном случае к правозащитнице пообещали применить меры принудительного взыскания, в числе которых ограничение на выезд за пределы России, арест счетов, имущества и запрет на регистрационные действия.
Кузьмину обязали явиться на прием в ФСПП с документами на имущество, подлежащее описи.
Неприятности у «Голоса-Поволжье» начались после принятия закона об иностранных агентах. НКО отказалась вступать в реестр, после чего начались проверки.
Налоговики сочли пожертвование, которое получил московский «Голос» и частично передал самарцам, доходом «Голос-Поволжье» и вменили НКО неуплату налогов на 2,2 млн рублей.
18 октября стало известно, что у Кузьминой изъяли всю пенсию в рамках исполнения иска более чем на два миллиона рублей, предъявленного Федеральной налоговой службой. Ранее на пенсию Людмилы Кузьминой, а также ее квартиру в Самаре был наложен арест [5].
7 октября правозащитник Борис Ушаков заявил об угрозе убийством со стороны сотрудника УФСИН по Саратовской области полковника Михайличенко. По данному факту он написал заявление о преступлении и направил его в адрес руководителя Главного управления собственной безопасности МВД РФ и начальнику УСБ ФСИН России.
«Дело в том, что 2.09.2016 года в Фонд в защиту прав заключенных поступило обращение моего подзащитного заключенного Стрекнева Василия Викторовича на имя директора фонда Льва Пономарева. 4.10.2016 я прибыл в Фонд в защиту прав заключенных. Ознакомившись с письменным обращением Стрекнева, мне стало известно о том, что 27.07.2016 года, когда Стрекнев содержался на обследовании в ФК ЛПУ ОТБ-1 города Саратова. На обследовании к Стрекневу прибежал в возбужденном состоянии полковник и стал кричать Стрекневу о том, чтоб он передал мне, что если я еще раз подъеду к ФК ЛПУ ОТБ-1, то он меня застрелит», — написал правозащитник в своем обращении.
Заявитель просит обеспечить его безопасность, а также подзащитного Стрекнева, который готов дать показания о смерти другого заключенного — Александра Замораева [6].
21 октября оперативники Следственного комитета РФ обыскали квартиру пресс-секретаря фонда «Правовая инициатива по России» Ксении Бабич. Обыск проводился по делу Артема Скоропадского — пресс-секретаря запрещенной в России организации «Правый сектор». У журналистки в ходе следственных мероприятий изъяли все электронные средства. Также оперативники вручили Бабич повестку на допрос, на который представительница фонда отправилась после обыска.
На сайте «Правовой инициативы» сообщается, что Бабич работает в фонде над созданием медиастратегии и поддерживает связи между журналистами и юристами. Сотрудница НКО в течение года была репортером для канала «112 Украина». Сейчас, по данным телеканала, журналистка работает его внештатным корреспондентом [7].
22 октября полицейские задержали и доставили в участок руководителя общественной организации «Экологи Коми» Нину Ананину за одиночный пикет на Стефановской площади Сыктывкара у здания администрации губернатора.
Общественница вышла на площадь, чтобы выразить протест против объединения региональных министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое состоялось 17 октября. В новой структуре глава минприроды будет подчиняться главе минпрома. По мнению Ананиной, теперь экологический контроль за добычей полезных ископаемых может ослабнуть.
На Стефановской площади (главной площади Сыктывкара) в июле 2011 года мэрия города запретила проводить собрания, митинги и демонстрации, включая одиночные пикеты. Незадолго до этого в здание Госсовета переехал Конституционный суд Коми и по закону запрет распространялся на расстоянии 150 метров от него. Общественники и правозащитники отменили этот запрет в суде. Но в ноябре 2012 года запрет был вновь установлен, на этот раз депутатами Госсовета Коми. При этом реальными авторами закона являются чиновники из республиканской администрации [8].
[1]Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента / Информ. портал Минюста России. URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx.
[2]Организации «Экозащита! — Женсовет» вынесено предупреждение // Article20.org. 17.10.2016. URL: http://article20.org/ru/news/organizatsii-ekozashchita-zhensovet-vyneseno-preduprezhdenie.
[3]Лидера волгоградского движения «За права человека» арестовали за кражу «ювелирки» // Росбалт. 01.10.2016. URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2016/10/01/1554924.html.
[4]Филимонова Т., Краснов О. Защита заявила о неоказании медпомощи Нагавкину в СИЗО // Кавкказ. узел. 19.10.2016. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/291201/.
[5]У главы «Голоса — Поволжье» Людмилы Кузьминой изъяли всю пенсию // Радио Свобода. 18.10.2016. URL: http://www.svoboda.org/a/28060886.html.
[6]Правозащитник заявил об угрозе убийством со стороны сотрудника УФСИН по Саратовской области // FreeNews-Volga. 07.10.2016. URL: http://fn-volga.ru/news/view/id/55307.
[7]К сотруднице фонда «Правовая инициатива по России» пришли с обыском по делу пресс-секретаря «Правого сектора» // NEWSru.com. 21.10.2016. URL: http://www.newsru.com/russia/21oct2016/babich.html.
[8]Поляков М. Лидера «Экологов Коми» Ананину задержали за одиночный пикет на Стефановской площади против слияния Минпрома и Минприроды региона // 7×7. 22.10.2016. URL: http://7×7-journal.ru/anewsitem/88267.