Руководитель Автономной некоммерческой организации «Якутия — Наше Мнение» Степан Петров направил обращение на имя Председателя Правительства РФ М.Мишустина, Генпрокурора РФ И.Краснова и Министра юстиции РФ К.Чуйченко с требованием исключить его из реестра СМИ-«иноагентов».
С 2010 по 2020 годы организация «Якутия — Наше Мнение» была аккредитована Министерством Юстиции РФ в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы.
В течение 10 лет Степан Петров проводил антикоррупционные эксперты правовых актов. 20 августа 2021 года Минюст внес Степана Петрова как физическое лицо в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Правозащитник подчеркивает, что считает это крайней несправедливостью, оскорбляющей его достоинство.
«Возмутительно, что этот произвол и беззаконие устроило ведомство, которое само должно охранять закон, а не нарушать его, — отмечает Степан Петров в своем обращении. — В течение 10 лет Я, Степан Петров, бесплатно работал на Министерство юстиции России, а теперь министерство вынесло решение, по которому скоро могу быть приговорен к крупным денежным штрафам».
Решение Минюста, по мнению правозащитника, противоречит закону и здравому смыслу, так как он сам не является действующим журналистом, а его организация не является СМИ и не занимается политической деятельностью.
Степан Петров подчеркивает, что он более 10 лет посвятил делу противодействия коррупции, защиты прав граждан и интересов российского государства. Им на безвозмездной основе проведено 27 антикоррупционных экспертиз, которые сопровождаются аналитическим обоснованием. Информация о проведенных им антикоррупционных экспертизах вносилась в отчеты о работе Управления Министерства юстиции по Якутии и представлялась в федеральное министерство.
В 2015 году правозащитник был награжден нагрудным знаком «За вклад в развитие институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия)».
В 2001 году Степана Петрова наградили за самоотверженную работу в экстремальных послепаводковых условиях по восстановлению г. Ленска и населенных пунктов Ленского района.
В «вину» правозащитнику вменили три поездки (одну в 2013 году и две в 2018 году) на мероприятия ООН в Женеву (Швейцария) на гранты ООН, которые он выиграл на общих основаниях. Гранты представляли собой средства на расходы (проезд, суточные, гостиничные).
«Я получал финансирование из Фонда ООН. Это деньги ООН, куда входят 193 страны, в том числе Россия. Таким образом, Я субсидиарно получил деньги и от России.
Вопрос: Что плохого Я сделал, получив консультативный статус ООН, занимаясь аналитической, исследовательской и экспертной деятельностью, разработкой докладов и обращений, иногда выигрывая гранты для участия в мероприятиях ООН?
Это очень большая и трудоемкая работа. Или Я не должен был использовать грант на поездку, а пойти в Женеву пешком?», — спрашивает Степан Петров в своем обращении.
Все инициативы организации «Якутия — Наше Мнение» разработаны в соответствии с нормами международного права и национального законодательства и на международном уровне направлены на защиту прав граждан. Деятельность организации, по убеждению Степана Петрова, не может трактоваться как политически мотивированная.
«Органы власти России обязаны, прежде всего, соблюдать взятые на себя международные обязательства в рамках членства в различных международных организациях, а не заниматься репрессиями субъектов международного правозащитного процесса – независимых правозащитников России, призывающих к соблюдению прав человека в стране.
Лицам, инициирующим необоснованное преследование правозащитников, необходимо помнить, что проблема:
-не в правозащитниках и гражданских активистах, которые доносят правду о ситуации с правами человека в России, а в бездействии органов власти России и отсутствии политической воли для решения актуальных и острых проблем, нарушающих нормальную жизнедеятельность в стране», — заявляет правозащитник.
Степан Петров предполагает, что включение его в реестр — это «заказ» отдельных коррумпированных высших должностных лиц Якутии в отместку за его антикоррупционную деятельность.
«Они умышленно создают условия для того, чтобы Я бросил все и перестал функционировать как субъект гражданского общества, в том числе перестал заниматься антикоррупционной деятельностью.
В рамках Антикоррупционного проекта «Противодействие коррупционным правонарушениям в Республике Саха (Якутия)» мною поданы заявления на возбуждение уголовных дел на высшие должностные лица республики, чиновников, руководителей крупных хозяйствующих субъектов.
Мною ведется комплексная и системная работа по разработке коррупционных преступлений всех глав Якутии», — пишет Степан Петров.
Правозащитник предлагает исключить его из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также внести изменения в закон РФ №2124-1 «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. и правовые акты в части исключения из перечня источников финансирования международных организаций, в которых состоит Российская Федерация, путем включения в их тексты слов «за исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация».
По мнению Степана Петрова, это исправление позволит обеспечить однозначную трактовку понятия «иностранный агент» — агент иностранного государства, как представитель интересов иностранного государства, которое может вести враждебную России деятельность.
«Включение в реестр иностранных агентов физических лиц, получающих финансирование из международных организаций, в которых состоит Российская Федерация, противоречит здравому смыслу.
Международные организации создаются для координации и сотрудничества между членами организации – государствами, а не осуществления враждебной деятельности в отношении своих участников — государств.
Если органы власти России считают, что международные организации осуществляют враждебную ей деятельность, то нет смысла вступать в эти международные организации», — отмечает Степан Петров.