Члена ОНК признали виновной в нанесении ущерба «деловой репутации» колонии

24 октября в отношении члена свердловской ОНК и эксперта Фонда «В защиту прав заключенных» Ларисы Захаровой, а также в отношении «Межрегионального центра прав человека» было вынесено судебное решение, полностью признавшее исковые требования колонии ИК- 5 по Свердловской области и трех её сотрудников о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Судья Марьям Морозова удовлетворила все исковые требования заявителей и взыскала с члена ОНК Свердловской области Ларисы Захаровой и «Межрегионального центра прав человека» в пользу сотрудников ФКУ ИК-5 и самого ФКУ ИК-5 по 100 тысяч рублей каждому, обязала разместить информацию о том, что ранее опубликованная информация не соответствует действительности.

Причина иска —  публикация в марте 2016 года на сайте, администратором которого является МОО «Межрегиональный центр прав человека», 5 информационных статей о деятельности сотрудников ФКУ ИК-5 г. Нижний Тагил, а именно, о пытках, избиениях, физическом и моральном унижении осужденного Гореванова.

Суду были представлены несколько актов проверок, проведённых членами ОНК по Свердловской области (Захаровой Л.В., Кирилловым С.В., Диановой О.И.) и послуживших, вероятно, в какой-то мере материалом для составления оспариваемых истцами публикаций-статей от 7, 8, 23 марта 2016 г. правозащитниками Урала, как указано в выходных данных указанных статей.

В представленных актах отсутствуют оскорбляющие и уничижающие должностных лиц ФКУ ИК-5 эпитеты, в них сухо повествуется о том, что увидели члены ОНК при проверках и содержание заявлений-жалоб посещённых ими осужденных, в том числе Гореванова. Не писать в служебных актах о содержании жалоб осужденных проверяющие члены общественной комиссии не имели права. Они излагали жалобы осужденных и впоследствии направляли соответствующие сообщения в компетентные органы по надзору и контролю за соблюдением прав заключённых: в прокуратуру, уполномоченному по правам человека, в следственные органы. Многие эти заявления и сообщения членов ОНК содержатся в материалах гражданского дела и были предметом изучения районным судом.

Фразу из статьи от 27 марта «Осуждённый Гореванов подтвердил члену СПЧ Андрею Бабушкину о фактах пыток в ИК-5 г. Нижний Тагил» истцы потребовали признать не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию ФКУ ИК-5 ГУФСИН по Свердловской области, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию Нурмагомедова М.М., Промышленникова А.Н. (истец Макаров Е.А. из этого искового требования исключён) два предложения: «…часть осужденных является «активистами» и находится в привилегированном по сравнению с другими положении…»; «… в колонии присутствует хорошо развитые элементы подавления личности под опекой отдела безопасности.».

Ни одна из фамилий истцов — сотрудников колонии — не названа. Надлежащим истцом могло быть признано и оставлено юридическое лицо ИК-5. Во-вторых, в приведённых предложениях нет слов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию двух истцов Нурмагомедова и Промышленникова. Нет в данном тексте и слов, порочащих деловую репутацию юридического лица ФКУ ИК-5 ГУФСИН по Свердловской области. Содержание текста является критическим и не носит оскорбляющего характера.

Автор статьи сообщает, что часть осужденных является активистами и находится в привилегированном положении. Это оценочное суждение автора, которое сложилось у нее в ходе проверки. При этом, само по себе такое суждение также не является оскорбительным по отношению к ФКУ ИК-5.

Что касается о присутствии, по мнению автора, хорошо развитых элементов подавления личности под опекой отдела безопасности, это также оценочное мнение автора. В чём заключаются элементы подавления, конкретно не сказано, являются ли они противозаконными, в тексте не говорится. Конкретных несправедливых обстоятельств и фактов для истцов по делу в статье автором не приведено и истцами не называется.

Тем не менее, суд принял решение об удовлетворении иска. Данное судебное решение является ярко выраженным случаем давления на правозащитников с целью вынудить их прекратить свою деятельность. Обжалование судебного решения осуществляется силами свердловского отделения ООД «За права человека».