Ивановский областной суд отказал в доступе к архивным протоколам Особой тройки УНКВД

16 марта 2022 года Ивановский областной суд отказал исследователю национальных операций НКВД Сергею Прудовскому в удовлетворении иска к УФСБ по Ивановской области о признании незаконным  ограничения доступа к рассекреченным протоколам Особой тройки УНКВД по Ивановской области за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года.

file_114

Заседание проходило в закрытом режиме, так как, по заявлению ответчика, в  документах, на основании которых был ограничен доступ к рассекреченным протоколам, якобы содержится гостайна.

Интересы истца в суде представлял адвокат Андрей Федорков.

Комментарий Сергея Прудовского:

«Сведения, содержащиеся в этих протоколах очень важны, так как в статистическом отчете НКВД СССР о работе Особых троек об Ивановской области никакой информации нет, соответственно не известно число репрессированных этой тройкой, что делает недостоверной существующую информацию об итогах национальных операций НКВД.

Удалось выяснить, что за период с 21 октября по 2 ноября 1938 года Особой тройкой был оформлен 51 протокол, но, к сожалению, число лиц, приговоренных этими протоколами, остается неизвестным (УФСБ отказало в предоставлении этих сведений). Если ориентироваться на аналогичные протоколы других УНКВД, то одним протоколом могли быть осуждены от 2-3 до 150-200 человек…

Кратко о мотивах отказа в ознакомлении, приведенных УФСБ:

Содержащаяся в протоколах информация

1) может быть направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность;

2) может нанести ущерб репутации Российской Федерации на международной арене».

Напомним, Сергей Прудовский более 10 лет изучает национальные операции НКВД периода 1937-1938 годов. За это время органы НКВД провели 11 национальных операций, в рамках которых было осуждено более 226 тысяч человек, из них более 179 тысяч приговорены к расстрелу. Приговоры выносил непредусмотренный Конституцией СССР внесудебный орган — Комиссия НКВД и Прокурора СССР.

В начале прошлого года УФСБ России по Ивановской области, куда исследователь обратился по вопросу ознакомления с протоколами заседаний Особой тройки  УНКВД по Ивановской области за  период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года, сообщило, что доступ к данным протоколам ограничен. При этом УНКВД сначала сослалось  на часть 1 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле», а затем на  статьи 9 и 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и на пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Так как ни одно из указанных в ответе УФСБ оснований оказалось не  применимо  к архивным документам, Сергей Прудовский оспорил  действия  УФСБ по Ивановской области по ограничению доступа к рассекреченным протоколам в Октябрьский суд г. Иваново.

На первом заседании, 28 октября 2021 года, представитель УФСБ по Ивановской области выдвинул новое обоснование ограничения доступа к протоколам – якобы «указанные документальные материалы содержат сведения, распространение которых на территории Российской Федерации может повлечь разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды». Суд истребовал решение УФСБ об ограничении доступа к протоколам тройки.

На следующем заседании,  16 ноября 2021 года, ответчик заявил о наличии гостайны в запрошенных судом документах.  Суд, с учетом довода о гостайне,   определил передать дело на рассмотрение в Ивановский областной суд.