2 июля в Верховном суде Республики Марий Эл прошла первая часть основного судебного заседания по иску Управления Минюста РФ по Республике Марий Эл о ликвидации Межрегиональной общественной правозащитной организации «Человек и Закон».
Минюст выступил против трансляции заседания, обосновав свой протест тем, что «Человек и Закон» и так постоянно комментирует действия Минюста.
Судья отклонил и ходатайство защиты «Человек и Закон» о снятии копий с материалов дела, так как Минюст заявил протест в связи с имеющимися в деле документами ДСП.
Защита хотела скопировать ответы из МВД, ФСБ, Прокуратуры и Роскомнадзора, которые на запрос Минюста ответили, что ими не обнаружено нарушений закона в деятельности организации «Человек и Закон». Несмотря на эти ответы,
Минюст настаивает, что “Человек и Закон” нарушает нормы Устава и федеральное законодательство настолько «злостно», что представляет угрозу и подлежит ликвидации.
Вот, к примеру, какие опасные нарушения в деятельности организации нашел Минюст:
— некоторые протоколы Общих собраний и заседаний Координационного Совета организации составлены некорректно: не указан человек, который проводил подсчет голосов, и в протоколах не указано время проведения заседаний;
— в 2017 году Общим собранием организации не была утверждена бухгалтерская отчетность.
Кроме того, сотрудники Минюста увидели нарушение во взаимодействии “Человек и Закон” с партнерскими НКО и общественными наблюдательными комиссиями в других регионов России. По мнению ведомства, так как организация имеет зарегистрированные структурные подразделения в Марий Эл и Калининграде, то и работать может только в этих регионах. На это юристы НКО «Человек и Закон» напоминают, что Межрегиональная организация может работать в половине субъектов РФ. (Подробнее о всех претензиях Минюста на сайте правозащитной организации «Человек и Закон»)
Адвокат Фонда «Общественный Вердикт» Алексей Лаптев, представляющий в суде интересы организации «Человек и Закон», объяснил, что правовых оснований для ликвидации НКО нет:
«Исходя из практики ЕСПЧ, ликвидация организации является самой жёсткой мерой, которая не нарушит ст. 11 Конвенции только в исключительных случаях. Например (из обзора решений), если организация вовлечена в террористическую деятельность или прибегала к неоднократным актам насилия. Те нарушения, которые вменяются организации «Человек и Закон», абсолютно несопоставимы с нарушениями, за которые можно ликвидировать некоммерческую организацию. Поэтому ликвидация организации «Человек и Закон» нарушит гарантии ст. 11 Конвенции».
На заседании суда Председатель организации «Человек и Закон» Ирина Протасова рассказала, что у НКО сложилась давняя практика взаимодействия с Минюстом:
«Всегда исполняем требования и предупреждения, даже если их сложно понять. Мы исправляли все протоколы заседаний, и я гарантирую, что впредь все протоколы будут без нарушений».
Представитель Минюста на заседании суда все же сделал упор на том, что ведомство три раза — в 2010, 2014, 2019 годах — выносило предупреждение НКО о том, чтобы она не вела деятельность в других регионах.
На это юрист НКО ответил, что в 2015 году для устранения нарушений организация стала межрегиональной, и с тех пор может с законным правом осуществлять свою деятельность в более, чем половине субъектов РФ.
«Действия организации всегда добросовестные, и мы всегда следуем требованиям Минюста, если они законы. Выявленные нарушения в 10 и 14 году не могут быть вменены, потому что это все уже устранено. Сотрудники Минюста это подтвердили» — разъяснил юрист НКО.
В ходе судебного заседания все же удалось добраться до момента истины, почему Минюст так страждет ликвидировать правозащитную организацию с 20-летним стажем работы. В правовом обосновании Минюста указана и реальная причина: «Организация публично комментирует действия должностных лиц, комментирует выявленные в ее деятельности нарушения законодательства, тем самым способствует негативному отношению общества к государству (в том числе и государственных органов)»
Заседание суда продолжится 3 июля.