2 февраля 2018 года Общественная палата РФ провела круглый стол по обсуждению проекта национального доклада Российской Федерации, представляемого к Резолюции 16/21 Совета ООН по правам человека.
Проект Доклада был подготовлен Минюстом РФ в рамках третьего цикла универсального периодического обзора на основе материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти, Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также с учетом консультаций с институтами гражданского общества.
Как отмечено в проекте Доклада, в данном документе отражены «результаты дальнейшего укрепления нормативной и структурной основы поощрения и защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, а также результаты выполнения рекомендаций, принятых ей в рамках добровольных обязательств по итогам представления второго национального доклада».
На круглом столе Общественной палаты было подчеркнуто, что в Доклад сознательно включены только достижения, показывающие, что Российской Федерации удалось сделать за отчетный период в области укрепления механизмов защиты прав человека.
На фоне этого признания пункты доклада, касающихся НКО, приобрели изощренно издевательский оттенок. Приводим их так, как они даны в проекте доклада (с выделением особенно «сильных» мест):
«Существенной ревизии подверглось законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Конкретизировано понятие «политическая деятельность», которое является ключевым для признания некоммерческой организации иностранным агентом. Оно было дополнено новыми признаками, что снизило уровень правовой неопределенности.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
Обязанность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подать заявление о включении в соответствующий реестр не препятствует получению ею финансовой поддержки от зарубежных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Не лишается она и возможности участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и тем самым не ставится в дискриминационное положение по сравнению с некоммерческими организациями, не получающими иностранного финансирования. Предусмотрена процедура исключения из реестра иностранных агентов».
Таким образом, авторы Доклада и все инстанции его одобрившие на полном серьезе сообщают об усовершенствовании закона «Об НКО-иностранных агентах», как о достижении в области прав человека, которым нашей стране можно гордиться.
Напомним, что именно закон «Об НКО-иностранных агентах» общественные организации называют наиболее дискриминационным для НКО, препятствующим их нормальной деятельности и приводящим к их закрытию. Правозащитники регулярно обращают внимание властей и международной общественности на необходимость отмены данного закона. Негативные последствия этого закона для правозащитных НКО перечислены, в том числе, в аналитическом обзоре «Сужение пространства для работы гражданского общества и правозащитников в России», подготовленном Коалицией в поддержку правозащитников.
Среди прочих пунктов Доклада также вызывающе смотрятся следующие утверждения:
«Российскими правоохранительными органами принимаются все необходимые меры, направленные на раскрытие случаев насильственных исчезновений на Северном Кавказе. По фактам обращений о таких исчезновениях возбуждаются и расследуются уголовные дела».
«Нормы российского законодательства не создают непропорциональных ограничений для пользования правом на свободу собраний и выражения мнения».
«Преступления против журналистов и правозащитников имеют серьезные негативные последствия для развития всего общества и укрепления идей правового государства. Поэтому расследованию и предотвращению соответствующих преступлений правоохранительными органами уделяется первостепенное внимание».
Никто из членов Общественной палаты не предъявил к проекту Доклада каких-либо серьезных претензий. Высказанные замечания по отдельным темам были обозначены, как «для внутреннего пользования».
Ведущий круглого стола дал понять, что рекомендации для российской стороны будут озвучены в Женеве партнерами.
До 12 февраля авторы Доклада принимают замечания и предложения.
Сама Общественная палата, внимая утверждению ведущего мероприятия — «Прокуратура, по нашему опыту, как это не странно звучит, — главный правозащитник в стране!» — в целом Доклад утвердила.