Правозащитники предоставили прокуратуре интервью о женских обрезаниях в Дагестане

новости

Правозащитная организация «Правовая инициатива» направила в прокуратуру Дагестана 42 анонимных интервью о практике женского обрезания в регионе. Ранее прокуратура затребовала у правозащитников личные данные респондентов для проверки.

Женщины в селе Анди, Дагестан/ Фото: Алексей Мочалов
Женщины в селе Анди, Дагестан/ Фото: Алексей Мочалов

Доклад «Правовой инициативы» о женских обрезаниях был опубликован в августе прошлого года. В нём приводятся данные о том, что калечащие операции распространены в высокогорных районах Дагестана; в отдельных районах процедуру перенесли практически все женщины.

После публикации данных доклада в СМИ в августе, прокуратура заявила об отсутствии подтверждений указанных в докладе сведений. Однако, как сообщает «Правовая инициатива» 13 декабря 2016 г. в организацию «пришел факс с официальным запросом от Прокуратуры Дагестана, в котором указано, что для проведения расследования нужно предоставить информацию о фактах проведения таких операций; о лицах, причастных к их проведению; о лицах, пострадавших в результате их проведения; о лицах, проводивших опросы женщин и экспертов».

В ответ  «Правовая инициатива» направила в прокуратуру Дагестана письмо, в котором указано, что «респонденты отвечали на вопросы в свободной форме на условиях полной анонимности и персональные данные не обрабатывались». Организация предоставила прокуратуре тексты 42 анонимных интервью, собранных для исследования доклада.

В письме  «Правовой инициативы» также отмечается, что традиция производства калечащих операций на половых органах у девочек на Северном Кавказе подробно освещалась в СМИ и академических изданиях и до исследования.

По данным «Правовой инициативы», с 2008 года и по настоящее время религиозные структуры через свои издания декларируют важность и пользу женского обрезания: «мусульманская духовно-просветительская газета «Ас-Салам» пишет, что «делать обрезание новорожденным на восьмой день после рождения является желательным, т. е. сунной, и мальчикам, и девочкам. А после совершеннолетия оно становится обязательным, т. е. ваджибом».

«Наша позиция не изменилась, мы просим прокуратуру Республики Дагестан обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Республике и начать заниматься решением этой проблемы. Напоминаю, что в отчете мы предлагали определенные варианты: законодательные меры, направленные на ликвидацию обычаев и практики, сбор и распространение основных данных об этих традициях и практике; оказание поддержки на национальном и местном уровнях женским организациям, стремящимся добиться ликвидации обрезания у женщин и других обычаев, вредных для здоровья женщин. Начать на уровне республики образовательные и пропагандистские кампании, направленные на целевые группы, а также на религиозных лидеров, акушерок, лиц, производящих калечащие операции, местных руководителей и знахарей.  И, конечно, религиозное просвещение и диалог с религиозными лидерам»,

— сообщила Юлия Антонова, старший юрист “Правовой инициативы”, один из авторов исследования.