СПЧ сделал предложения по гуманизации уголовно-исправительной системы

19 сентября в Совете при президенте РФ по правам человека прошло специальное заседание «Открытость и законность – главные гарантии уважения человеческого достоинства в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

СПЧ

Проблемы, связанные с улучшением условий содержания и соблюдением прав человека в местах заключения, члены СПЧ и правозащитники обсудили с представителями ФСИН России, Генеральной прокуратуры, Совета Федерации и аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.

С предложениями Совета по правам человека выступил председатель постоянной комиссии СПЧ по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений, глава Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин. В частности, правозащитник отметил необходимость комплексной и повсеместной проверки учреждений УИС на предмет организации работы по видеофиксации нарушений со стороны как сотрудников, так и подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также принятие первоочередных мер по усилению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

Член СПЧ и член Московской Хельсинкской Группы, глава Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова в своем выступлении подчеркнула, что отношение к заключенным во многом зависит от условий жизни сотрудников исправительных учреждений.

«Когда я посещала колонии, тюрьмы, я пришла к глубокому убеждению, что жестокость положения заключенных очень во многом зависит от того, в каком положении находятся сами сотрудники ФСИН. Например, посещая мордовские лагеря, я увидела, в каких невероятно ужасных условиях живут сотрудники ФСИН, совершенно бесчеловечных: мизерная оплата, нет нормальных жилищных условий, они оторваны от культурных возможностей, их дети обречены работать только там, потому что вокруг ничего кроме колонии нет», — сказала Мара Полякова.

В ходе заседания она поинтересовалась у первого зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмилы Боковой, озабочены ли органы власти этой проблемой и намерены ли как-то менять ситуацию в этой сфере.

Сенатор в ответ признала, что это имеет большое значение, отметив, что на проблему обращала внимание и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем ежегодном отчете в Совфеде.

«Мы обработали эти данные из аппарата уполномоченного и предложили эти конкретные меры правительству. Соответственно, все, что заложено в этих рекомендациях, мы постараемся довести до конца», — сообщила Бокова.

Со стороны других выступающих на заседании поступил целый ряд инициатив. По оценке постоянной комиссии СПЧ по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы, внимания заслуживают следующие предложения:

1) Законодательно определить порядок формирования аппарата Уполномоченного по правам человека в той части, в которой сотрудники аппарата по доверенности Уполномоченного могут посещать учреждения уголовно-исполнительной системы.

2) Создать на базе Уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России Службу пробации.

3) Пересмотреть перечень нормативных актов Минюста РФ, имеющих гриф ДСП, в сторону их сужения, в т.ч. приказа № 252.

4) Взять под контроль ФСИН России достаточность кабинетов для встреч с адвокатами для исключения ситуации, когда адвокаты вынуждены ждать по несколько дней своей очереди, как это имеет место в СИЗО «Лефортово». Не допускать отказа осужденного или обвиняемого от адвоката без конфиденциальной беседы между ними.

5) Изменить ст. 28-1 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусмотрев обязательную фиксацию применения спецсредств и физической силы на видеорегистратор.

6) Обязать органы и учреждения сообщать о месте отбытия наказания осужденным на следующий день после его отправки к месту отбытия наказания.

7) Изолировать от других осужденных лиц, которые находятся на голодовке.

8) Выделить пытки в качестве самостоятельного состава преступления.

9) Включать УПЧ регионов в деятельность комиссий, проверяющих учреждения УИС по линии ФСИН России.

10) Для снижения численности заключенных по делам о наркотиках применять заместительную терапию.

11) Передать формирование ОНК в ведение Уполномоченного по правам человека.

12) Создать совместную рабочую группу по наиболее проблемным учреждениям УИС из представителей СПЧ, УПЧ, ФСИН, прокуратуры.

13) Разработать Правила внутреннего распорядка для колоний-поселений.

14) Создать Государственную автоматизированную систему «ФСИН» (по аналогии с ГАС «Правосудие»).

15) Создать автоматическую программу отслеживания нестандартных ситуаций при осуществлении видеонаблюдения.

16) Генеральному прокурору РФ более четко определить задачи прокуроров, надзирающих за учреждениями УИС.

17) Наладить межведомственное взаимодействие прокурора, надзирающего за СИЗО, с прокурорами, надзирающими за правоохранительными органами, соблюдением социальных прав, поддерживающими государственное обвинение.