20 ноября Шалинский городской суд Чечни завершил допрос главы грозненского отделения правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева, обвиняемого в по ч. 2 ст. 228 УК РФ («Незаконное приобретение и хранение наркотических средств, совершённые в крупном размере»).
На судебном процессе Оюб подробно рассказал о многочисленных угрозах в адрес сотрудников «Мемориала» в Чечне и о ряде инцидентов с нападениями. Чеченская полиция фактически не расследовала их.
В связи с постоянными угрозами, в офисе был разработан и принят внутренний протокол безопасности для сотрудников, в том числе правила поведения в случае задержания. Но 9 января, по словам Титиева, следовать протоколу было сложно, потому что все было жестко.
Следователь Саламов впервые официально заявил о задержании Оюба около 19:55, ранее никто этого не говорил, — сообщает ПЦ «Мемориал». Однако уже с 9:05 Оюб фактически был лишён свободы и находился под контролем силовиков. Он считал, что если не подчинится им, то к нему применят насилие.
Из Курчалоя невозможно попасть в Грозный, не проезжая блокпосты, а в такой ситуации возить в машине пакет с наркотиками глупо. Односельчане рассказывали Оюбу, что 9 января 2018 года группы ГБР были на всех выездах. Титиев полагает, что был план его задержать в тот день и, видимо, у каждой группы ГБР были пакеты с наркотиками для подброса. Оюб вспомнил о делах Руслана Кутаева и Жалауди Гериева, которым также подбросили наркотики. По мнению Оюба, позорное обвинение, которое ему предъявили, имеет целью дискредитировать правозащитную работу в Чечне и заставить «Мемориал» закрыть представительство в республике. Последнего добиться удалось — после ареста Оюба офис был закрыт.
Раньше люди сотнями обращались в грозненский «Мемориал», но в последние 5–6 лет обращений стало значительно меньше из-за давления со стороны силовиков. Иногда люди подавали заявления, а потом приходили забирать их по той же причине. «Мемориал» бесплатно оказывал юридическую помощь вплоть до судов, вел дела в Европейском суде по правам человека. Сложно сказать, скольким людям помогли за это время — тысячи и тысячи.
Последний год Оюб работал с родственниками пропавших и предположительно убитых по «делу 27-ми». Оюб брал у людей заявления, передавал их коллегам, собирал информацию, что-то помещалось на сайте, что-то в архиве.
12 января Оюб написал заявление, в котором сообщает, что виновным себя не признает, а если каким-либо образом признает — это будет означать, что его заставили оговорить себя путем физического воздействия или шантажом. Оюб отметил, что для такого заявления были все основания, но сообщить подробности отказался, потому что связан обещанием с другим человеком.
Вновь прозвучало ходатайство об изменении меры пресечения для Оюба на личное поручительство. В качестве поручителей выступили Светлана Алексеевна Ганнушкина и Григорий Алексеевич Явлинский.
Напомним, Титиев был задержан в Чечне 9 января 2018 года. В пресс-службе МВД по Чечне заявили, что машина Титиева ВАЗ-111930 Лада Калина была остановлена на автодороге Ойсхар-Курчалой-Мескер-Юрт для проверки документов. При осмотре полицейские якобы нашли в автомобиле «полимерный пакет с веществом растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны весом примерно 180 граммов». Титиев подал заявление в региональное управление СК РФ о привлечении к ответственности сотрудников полиции, которые подкинули ему в машину пакет с марихуаной.
Правозащитный центр «Мемориал» признал Оюба Титиева политзаключенным, потребовал немедленного его освобождения и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к фабрикации его уголовного дела.
Подробнее о заседании читайте на сайте ПЦ «Мемориал»