22 декабря Обнинский мировой суд вынес приговор Татьяне Котляр по ее четвертому уголовному делу о фиктивной регистрации мигрантов. Судья Евгения Овчинникова оштрафовала правозащитницу на 150 тыс. руб. Защита обжалует приговор.

Татьяне Котляр предъявили обвинения по статьям 322.2 и 322.3 УК РФ («Фиктивная регистрация граждан России и иностранных граждан»). Ей приписывали 141 эпизод фиктивной регистрации (более 400 человек). 30 эпизодов были впоследствии сняты по просьбе гособвинителя, так как истек двухлетний срок привлечения к уголовной ответственности.
Адвокат Илларион Васильев привел доводы, что у Котляр не было корыстного умысла, она сообщала о фактах регистрации мигрантов, сотрудничала со следствием, в деле нет пострадавшей стороны.
Татьяна Котляр не считает себя виновной, так как она регистрировала мигрантов исключительно из гуманных соображений и безвозмездно.
Накануне приговора Татьяна Котляр выступила в суде с последним словом.
Ниже пересказ выступления правозащитницы, сделанный Надеждой Четаевой.
Татьяна Михайловна ставила исходя из своих убеждений, безвозмездно,на миграционный учет у себя на дому отчаявшихся беженцев и иностранных граждан, спасая их тем самым от необходимости вернуться на территорию под бомбежки и с военными действиями- а значит, от гибели, или нелегального существования. А это делать, по нынешней трактовке представителей обвинения, правонарушительно.
Татьяна Михайловна начала свою речь. Она говорила о том, что указы о миграционной амнистии и об упрощённом получении гражданства беженцами, подписанные президентом, должна исполнять не она, а чиновники. Но те, даже несмотря на регулярную переписку с Котляр, никак не могут определиться с регламентом предоставления миграционного учета для беженцев и иностранных граждан, у которых по разным причинам отсутствует возможность стать на учет по месту пребывания ( например, живут на даче, или арендосдатчики отказываются ставить на учет, или уехали далеко и т.п). То есть указ чиновниками не исполняется, а надо, чтоб исполнялся. Это с одной стороны.
С другой стороны есть реальные люди, судьбы. На приём к Татьяне Михайловне приходят и просят помощи люди, оказавшиеся в безвыходном положении. Она пишет чиновникам -те отвечают отписками. И чтобы сберечь людей, чтобы оставаться в ладу и с совестью, и с гражданским своим долгом, правозащитница вынуждена им помогать, ставя их на миграционный учет прямо у себя дома. Сотни тех, кому она помогла, уже получили российские паспорта, стали гражданами Российской Федерации; трудятся учителями, инженерами, растят детей.
За эту деятельность она получила и Президентский грант, и крупнейшую национальную премию «Гражданская инициатива».
Татьяна Котляр упомянула историю из другого суда — с организатором приюта для бездомных Сосинским, который подобрал зимой на автобусной остановке в подмосковном лесу и приютил в одном из общежитий замерзавшую чернокожую женщину с маленьким ребенком. В ответ на возражения Сосинского, что женщина погибла бы, если бы он её не спас, прокурор ответил, что да, она бы может и не выжила, но тогда на Сосинского не было бы повода заводить дело… У меня все.
Репортаж Надежды Четаевой