В ЕСПЧ направлены жалобы в интересах правозащитника Ирины Яценко

Ирину Яценко неоднократно незаконно задерживали в  Москве на  публичных мероприятиях: 9 января, 8 марта, 25 августа, 12 сентября 2016 года. За участие в уличных акциях правозащитницу привлекали к ответственности по ч.5, ч.2 статьи 20.2 и ч.1 статьи 19.3 КоАП РФ.

IrinaYacenko
Ирина Яценко (в центре)

После прохождения всех национальных судебных инстанций, юрист  Движения «За права человека» Олег Безниско   направил жалобы  в Европейский Суд по правам человека по неправомерному привлечению Яценко к административным штрафам по  части 5 ст. 20.2 КоАП (за участие в уличной акции 25 августа) и по части 2 ст. 20.2 КоАП (за участие в уличной акции 12 сентября).

В обоих случаях Ирина Яценко была задержана во время чтения вслух вместе с другими участниками мероприятия  текста 31 статьи Конституции России. Целью акции было – информирование граждан об их законных правах. Чтецы стояли в один ряд на тротуаре, не мешая проходу пешеходам.

Правовая оценка

Оба задержания Яценко И.А. являются незаконными. Материалы административных дел сфальсифицированы сотрудниками полиции отделов МВД России по городу Москве, что является нарушением Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», статей КоАП РФ, Уголовного Кодекса РФ, Конституции России и ряда статей Европейской конвенции о правах человека.

Постановления Тверского суда являются нарушением статьи 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта».

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Российская Федерация обязалась исполнять «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», в том числе:

ст. 11 Конвенции: Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

и ст. 17: Запрещение злоупотреблений правами

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.

Сторона защиты обращала внимание, как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции на данные положения, закреплённые в международных обязательствах Российской Федерации, с тем, чтобы они были приняты во внимание и были использованы при разрешении дела по существу. Но аргументы стороны защиты суд не принял во внимание.

Кроме того, юрист приводит позицию, зафиксированную в §§ 127, 128 Раздела Б Руководящих принципов:

  • 127 …Если к одиночному пикетчику присоединяется другой или другие, то к такому собранию следует относиться так же, как к стихийному собранию.
  • 128. Стихийные собрания следует считать законными и их следует рассматривать в качестве ожидаемого (а не исключительного) признака здоровой демократии.

«Это положение Руководящих принципов, помимо указания на законность группы одиночных пикетов, подтверждает и то, что стихийные нарушения одиночного характера пикета, повлекшие его перерастание в стихийное собрание, не являются правонарушением, — комментирует Олег Безниско. —    То есть, даже если стать на позицию сотрудников полиции, которые усмотрели в мирном чтении текста Конституции признаки административного правонарушения, связанного с публичным мероприятием, то и в этом случае они допустили в отношении Яценко и других граждан, которые также были задержаны, не только нарушение 31 статьи Конституции РФ, но и ряда  статей Европейской Конвенции».

Сторона защиты намерена доказать это в Европейском суде по правам человека и таким образом защитить права и законные интересы правозащитника Ирины Яценко.