Адвокат Марина Агальцова и юрист Наталия Секретарева подали жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) на отказ Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия (УФСБ Карелии) предоставить за плату копии протоколов заседаний троек НКВД КАССР или разрешить сфотографировать эти документы самостоятельно.
Жалоба направлена в интересах Международного Мемориала, который до своей ликвидации решением Верховного Суда РФ (вступило в силу 28 февраля 2022 года) занимался исследованием политических репрессий в СССР.
Последние несколько лет Международный Мемориал проводил исследование на тему «Большой террор в Карелии». На его основе опубликована статья «Список Юрия Дмитриева». Данное исследование предполагало анализ решений органов власти СССР и Карельской АССР, принятых в 1937-1938 годах, когда проводились массовые политические репрессии. Важным элементом работы был запуск сайта, где данные о Большом терроре в Карелии должны были сопровождаться копиями протоколов тройки карельского НКВД.
12 декабря 2019 года Международный Мемориал обратился в УФСБ Карелии с просьбой предоставить возможность самостоятельно сфотографировать 46 протоколов троек НКВД Карельской АССР и 32 протокола особой тройки НКВД Карельской АССР или выставить счет на оплату услуг архива за копирование. УФСБ Карелии в просьбе отказало, сославшись на то, что законом «О реабилитации жертв политических репрессий» предоставление копий документов предусмотрено лишь в двух случаях: бесплатные копии предоставляются реабилитированным лицам и их родственникам, а также по вопросам, связанным с социальной защитой.
Отказ УФСБ Карелии Международный Мемориал обжаловал в судебном порядке. Истец настаивал на том, что право получать копии архивных документов прямо предусмотрено федеральным законом «Об архивном деле в РФ».
Национальные суды встали на сторону карельского УФСБ.
Жалоба в ЕСПЧ
В жалобе в ЕСПЧ заявитель отмечает, что деятельность исторической организации, занимающейся темой политических репрессий, в том числе ее попытки получить копии архивных документов, находится под особой защитой статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепляет право на свободу получать и распространять информацию и идеи.
Запрет копирования архивных документов, хранящихся в УФСБ Карелии, не основан на законе, не преследует правомерной цели и несоразмерно ограничивает право Мемориала на доступ к информации.
Право получать копии архивных документов вытекает из пп. 2 ч. 1.1 ст. 24 и ч. 1 ст. 26 федерального закона «Об архивном деле в РФ» и подтверждается в практике Верховного Суда РФ. Это право не ограничено никаким федеральным законом.
Единственный закон, на который в обоснование ограничения сослались национальные суды — это ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако в ч. 3 ст. 11 этого закона указано, что он не регулирует вопросы, связанные с доступом лиц, не являющихся реабилитированными или их родственниками, к архивным документам о политических репрессиях. Получается, что национальные власти мотивировали запрет на получение копий архивных документов лишь тем, что такая возможность прямо не предусмотрена одним из законов. Однако дефект правового регулирования – не правомерная цель ограничения прав и свобод.
Права заявителя нарушены, так как он не может использовать копии протоколов тройки НКВД в качестве иллюстративного материала в исследовании о массовых политических репрессиях в Карелии. Это препятствует реализации творческого замысла заявителя и подрывает доверие читателей к его работе в условиях, когда государство обвиняет независимых исследователей о политических репрессиях в «переписывании истории», — отмечается в жалобе в ЕСПЧ.
При этом отказ предоставить копии документов не нужен для защиты какой-либо информации и каких-либо общественных интересов, поскольку архивные документы, с которых заявитель хотел сделать копии, находились в открытом доступе. УФСБ Карелии предоставлял эти же документы заявителю для ознакомления, и тот мог беспрепятственно отразить их содержание в исследовании.
Кроме того, запрет самостоятельного копирования архивных документов со стороны УФСБ Карелии произволен, так как государственные и муниципальные архивы по заказу пользователей предоставляют им электронные копии аналогичных архивных документов и/или разрешают их самостоятельное копирование за плату. Подобное различие в правах пользователей государственных и ведомственных архивов не имеют никакой разумной цели и является дискриминационным.