В России отметили годовщину бесланской трагедии

В городе Беслан прошли траурные мероприятия, посвященные памяти жертв теракта в 2004 году.

В мероприятиях приняла участие общественная организация «Матери Беслана» и «Голос Беслана», в которую входит и правозащитница Элла Кесаева.

Элла Кесаева на вручении премии МХГ

Элла Кесаева на вручении премии МХГ

Траурная церемония началась со школьного звонка и возложения цветов к стене школы, в которой находились заложники.

В результате неудачной спецоперации по освобождению заложников погибли 334 человека, в том числе 318 заложников, включая 186 детей. Кроме того, погибли 19 силовиков и гражданских спасателей, а более 800 заложников, сотрудников спецслужб и военнослужащих получили ранения. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70 – дети, многие из них до сих пор нуждаются в реабилитации.

Ответственность за теракт взял на себя один из лидеров чеченских боевиков Шамиль Басаев.

В апреле 2017 года Европейский суд по правам человека обязал власти России выплатить немногим более трех миллионов евро родственникам погибших и пострадавших в теракте в Беслане в качестве компенсации морального вреда, судебных расходов и издержек.

В принятом постановлении говорится, что власти не предприняли необходимых превентивных мер для спасения жизни людей.

«Власти располагали достаточно конкретной информацией о планируемом в регионе террористическом акте против образовательного учреждения, – отметил Европейский суд. – Тем не менее, не были предприняты достаточные шаги для того, чтобы пресечь сбор и подготовку террористов, их передвижение в день нападения; не были усилены меры безопасности в школе; ни администрация школы, ни население не были предупреждены об угрозе».

В документе отмечается, что применение спецслужбами танковых пушек, гранатометов и огнеметов отразилось на числе жертв среди заложников. Суд также указал, что власти не усилили меры безопасности, несмотря на имевшуюся информацию о существующей угрозе школам в этом районе.

Кремль назвал постановление ЕСПЧ «абсолютно неприемлемым».

Правозащитник Валерий Борщев считает, что трагедия в Беслане стала ответом на акт освобождения заложников в Буденновске, захваченных боевиками во главе с Басаевым.

«Тогда при посредничестве депутатов и правозащитников завязались переговоры между властями и террористами, а в итоге были спасены две с лишним тысячи людей, которых освободили, — напомнил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». — Эта акция вызвала протест у силовиков. Они сочли, что так действовать нельзя».

По словам Валерия Борщева, в Беслане тоже была возможность провести переговоры с представителями боевиков в лице тогдашнего президента Чечни Аслана Масхадова.

«С ним уже договорился Руслан Аушев (глава Ингушетии), и Масхадов был готов приехать, — утверждает правозащитник. — Чтобы не допустить переговоров и повторения опыта Буденновска, силовики решили провести штурм. Конечно, его результаты ничем не отличаются от результатов действий террористов. Неоправданно погибли слишком многие».

Поэтому Валерий Борщев считает Беслан «позорной страницей» истории России.

«Это большой упрек властям и напоминание, что главная цель (при проведении подобных операций) – освобождение заложников, а не уничтожение их ради уничтожения террористов. Поэтому я прекрасно понимаю матерей Беслана, которые не могут простить властям гибель своих детей», — резюмировал он.

Валерий Борщев выразил солидарность с определением ЕСПЧ.