За две недели правозащитники организации «Зона права» приняли 30 сообщений из полутора десятка регионов страны о бездействии должностных лиц при жалобах на домашнее насилие. Как и ожидали юристы, случаи игнорирования жалоб полицейским оказались массовыми.
В большинстве случаев пострадавшие имеют на руках целый ряд постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных сотрудниками органов внутренних дел — как правило, без результатов судебно-медицинской экспертизы, опроса участников и очевидцев происшествия. «В результате они ежедневно подвергают опасности свою жизнь и здоровье, находясь бок о бок с домашним тираном», — подчеркнул координатор проектов «Зоны права» Булат Мухамеджанов.
Так, мать-одиночка из Новосибирска рассказала, что ее сожитель избил ее, отнял и разбил телефон, но полицейские, к которым обратилась пострадавшая, отнеслись к инциденту легкомысленно: не направили ее на медицинское освидетельствование и отказали в возбуждении уголовного дела. Ее мучителя отпустили после «объяснительной беседы» с участковым. В итоге женщине с ребенком пришлось переехать к матери. Но и там «сталкер» выследил ее, избил и ограбил. Хотя женщина снова написала заявление — теперь уже не только об избиении, но и о грабеже. На этот раз следы избиения были заметны невооруженным глазом. Истязателя задержали близ Барнаула, но в отделении полиции он вернул женщине сумку со всем содержимым, и после «беседы» со следователем мужчину отпустили. Очной ставки не было.
Когда потерпевшая получила констатацию диагноза «Сотрясение мозга», а окулист отметил у нее ухудшение зрения, следователи опять устроили проволочку: ведущая дело сотрудница полиции ушла в отпуск, а кому передали дело потерпевшей, сообщать отказались. «Затем выяснилось, что заявление решили переквалифицировать по статье о побоях и „спустили“ материалы участковому. Участковый позвонил мне, хотел направить на судмедэкспертизу, так как в деле не оказалось направления на нее, — рассказала потерпевшая. — Позже участковый перестал отвечать на мои звонки».
Правозащитники передали все жалобы, полученные во время «горячей линии», председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.