Главная проблема – это зарплата работников образования. Три вопроса о трудной работе правозащитника

Анна Кузьмина —  заместитель председателя по правовым вопросам Независимого профсоюза работников образования города Череповец, Вологодская область.

Кузьмина Анна Борисовна фото

Анна Борисовна, с чего начиналась ваша правозащитная деятельность?

Изначально я пошла учиться на юридическую специальность, потому что хотелось защищать права людей. После окончания института работала в разных организациях, но мне не хватало в деятельности какой-то идеи.

Руководитель независимого профсоюза работников образования Череповца Наталия Валентиновна Кукушкина искала юриста для своей организации, и мы нашли друг друга.  Раньше деятельность профсоюзов я себе достаточно плохо представляла. То есть, в правозащиту я попала по стечению обстоятельств, она оказалась трудной, интересной и со своей идеей. В результате, в нашем независимом профсоюзе работаю уже пять лет.

 Какими проблемами вам приходится заниматься?

Я отвечаю за правовую сторону деятельности профсоюза, сюда входит как работа по общим вопросам трудовых прав работников образования, так и индивидуальные юридические консультации членов профсоюза по любым вопросам.

Наш профсоюз территориальный и отраслевой, он действует на уровне города. Но некоторые проблемы берут свое начало на областном либо на федеральном уровне, поэтому приходится разбираться и в них, взаимодействовать с областными и федеральными властями. Кроме того, благодаря имеющейся у нас группе в соцсети «ВКонтакте», мы получаем информацию и из районов нашей области, и из других регионов – педагоги пишут нам о проблемах, советуются, как решить тот или иной вопрос.

Входят в наш профсоюз работники школ, детских садов, дополнительного образования. Также членами профсоюза являются и воспитатели бывших детских домов. Сейчас это центры помощи детям. Хотя они и были переданы из образовательной отрасли в социальную, их работники сохранили членство в нашем профсоюзе.

В целом, наша основная цель – добиваться соблюдения трудовых прав работников образования Череповца. Проблем много: это и индивидуальные нарушения трудовых прав работников на местах, и подход чиновников к каким-то вопросам. Например, несправедливое отношение к оплате работы сверхурочно вспомогательному персоналу; нарушение прав педагогов-совместителей. Пути решения проблем могут быть разными. По оплате работы сверх нормы были составлены образцы дополнительных соглашений к трудовому договору, а вопрос нарушения прав педагогов-совместителей решался в судебном порядке. Нашу правоту подтвердил Верховный суд РФ (апелляционное определение ВС РФ в приложении).

Но самая главная проблема, которую нам приходится решать – это зарплата работников образования. Она по-прежнему оставляет желать лучшего. Мы пытаемся действовать разными путями — и на местном, и на областном, и на федеральном уровнях. При этом видим равнодушие чиновников всех уровней. В целом, исходя из опыта работы, приходится констатировать, что в России правовые способы, с помощью которых вроде бы должен был решиться любой вопрос, не всегда оказываются эффективными, хотя, по Конституции, Россия – это правовое государство.

Получается, что иногда эффективнее провести митинг, чтобы получить желаемый результат. Надо отметить, что чиновники очень не любят митинги, упрекают нас за такие методы работы, но при этом сами часто не оставляют нам другого выхода, так как не взаимодействуют с нами. Самую массовую на сегодняшний день акцию — более двух тысяч участников — наш профсоюз провел в 2015 году. Тогда на митинг пришли и работники образования, и родители учеников. Тема митинга была общая – «За доступное и качественное образование и воспитание», но поднимались конкретные проблемы: заработная плата, нагрузка, непрозрачность финансирования, «оптимизация» персонала в детских садах. Власти города тогда хотели перевести детские сады на схему работы «три воспитателя на две группы», чтобы сэкономить на зарплате. В такой ситуации педагоги просто не смогли бы присмотреть за всеми детьми. После нашего митинга власти отказались от этого плана.

Вам приходится сталкиваться с противодействием  вашей работе?

За время работы в профсоюзе неоднократно бывали ситуации, которые я воспринимаю как противодействие нашей правозащитной работе.

Одной из подобных ситуаций стала реакция городской власти на наш митинг в апреле 2015 года. Спустя пару месяцев после его проведения в городе появилась территориальная структура областного профсоюза, входящего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). Этот новый профсоюз «пропиарили» во всех подконтрольных властям СМИ, на публичной странице мэра города «ВКонтакте», а руководителя пригласили на совещание директоров школ. На нем утвердили порядок, по которому представители нового профсоюза пройдут по школам. То есть идея была такая – работники образования города должны были массово выйти из нашей организации и вступить в профсоюз, который митинги по острым вопросам не проводит.

Посмотрев на всю эту деятельность, мы написали в прокуратуру города жалобу, так как законодательство РФ запрещает чиновникам заниматься агитацией в интересах конкретных НКО. Но прокуратура города никаких нарушений закона в этом не нашла. Интересно, что уже второй прокурор Череповца, уйдя из своего ведомства, устроился в органы муниципальной власти. Несмотря на все усилия заинтересованных лиц, массового выхода работников из нашего профсоюза не произошло.

Летом-осенью 2016 года перед выборами в Заксобрание появились заказные статьи. В них нас пытались очернить, что якобы мы «деньги гребем лопатой» себе на зарплаты, а некоторые СМИ опустились до нападок на семью председателя нашего профсоюза. Но это привело к обратному эффекту – мы почувствовали еще больше поддержки от членов нашего профсоюза.

Еще один яркий пример противодействия – невключение нашей организации в городскую трехстороннюю комиссию. По этому вопросу мы судимся с властями. Причина, по которой мы не приняты в эту комиссию, проста – мы отказываемся входить в ФНПР. Но мы понимаем, что если мы туда войдем, то у нас будут «связаны руки» в решении многих вопросов.

Реальность правозащитной деятельности показывает, что пока нельзя говорить о нашем государстве как о «правовом». Победы даются с большим трудом. Но если ничего не делать, то результата не будет совсем. Поэтому, несмотря на все трудности, мы продолжаем работать.

Приложение:

stor_pdf  Апелляционное определение Верховного Суда РФ