Об уголовном преследовании активистов Шиеса

С момента первых протестов местного населения против строительства  полигона для складирования московского мусора на станции Шиес открыто семь уголовных дел в отношении  жителей Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми. Все дела, по информации одного из активистов, статью которого мы приводим ниже, грубо сфальсифицированы с целью опорочивания  «антимусорного» движения и запугивания активистов.

Григорьянц

Преследуются самые активные граждане. Постоянно продлеваемые им меры пресечения выбраны таким образом, чтобы ограничить им доступ на станцию Шиес и запретить общение с единомышленниками. При этом контролируемые властью СМИ пытаются выставить преследуемых по уголовным статьям активистов, как представляющих опасность для общества.

Распространение информации о реальном положении дел очень важно для поддержки преследуемых активистов «антимусорного» движения.

Ниже пост одного из  организаторов «антимусорного» сопротивления в  Архангельской области с предисловием правозащитника Григория Винтера.

Это вторая часть поста про Шиес, где строится полигон ТБО для московского мусора. В ней рассказывается о государственном преследовании экозащитников, которых за пределами Архангельской области мало кто знает.
Эти люди попали под гусеницы репрессивного механизма исключительно за свои убеждения, за то, что боролись за конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Это — самые настоящие «узники совести»! Уголовные дела на них всех фальсифицированы. К сожалению, в провинции это сделать намного проще, чем в столице — чем дальше от Москвы, тем проще нравы у репрессивных органов.
Мы рассказываем про этих замечательных людей для того, чтобы придать огласке факты судебных и внесудебных расправ над неугодными в Архангельской области.
В свете последних событий в Москве, складывается впечатление, что МВД и СК РФ сначала в провинции обкатывают практику незаконного преследования инакомыслящих — лидеров протеста, а потом уже готовую методику репрессий переносят в столицу.
Просим вас помочь в распространении публикуемого ниже поста.

Григорий Винтер

 

Уголовное преследование активистов Шиеса – попытка удушения  протеста

Строительство  полигона для складирования московского мусора на станции Шиес продолжается почти год. С момента первых протестов со стороны местного населения открыто 7 уголовных дел в отношении  обычных жителей Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми, выступающих против планов мэрии Москвы вывозить отходы на Русский Север.

Валерий Дзюба, Вячеслав Григорьянц, Андрей Старковский, Денис Дробинин, Андрей Боровиков, Михаил Габов, Никита Барышников – все они до начала конфликта на юго-востоке Архангельской области не участвовали в решении экологических проблем. Они  жили обычной жизнью – работали, проводили свободное время с семьёй, строили планы на будущее.

Поздним вечером 14 марта активисты, дежурящие на посту в полукилометре к югу от станции Шиес, заметили движение строительной техники, направляющейся к ним. Когда техника – два грузовика во главе с экскаватором – подошла вплотную к посту, протестующие попытались выяснить намерения строителей, но в ответ на это водитель экскаватора Алексей Козлов начал сносить всё на своём пути. Экскаватор рабочих «Технопарка» снёс ковшом стоящий на дороге вагончик. Находящийся внутри активист Владимир Когут получил ушибы.

Остатки вагончика

Остатки вагончика

По словам активистов, водители грузовиков и экскаватора были пьяны. Водитель экскаватора врезался в дерево, из-за чего упал на гусеницы, а потом на землю.  Технике не удалось пройти за пост, но уже утром в ряде провластных СМИ активисты были выставлены провокаторами. Сотрудника «Технопарка» Козлова госпитализировали в больницу Урдомы, затем на вертолете санавиации доставили в Архангельск. Перед этим его уронили с носилок. В соцсетях распространилась информация, что после «избиения активистами» мужчина не может ходить, говорить, у него подозрение на перелом бедра и позвоночника, разрывы внутренних органов. Однако он стал убегать от журналистов, когда те пришли ему в отделение. Позднее он самостоятельно покинул больницу. По словам главврача областной больницы, у рабочего диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и закрытую травму грудной клетки.

20 марта пострадавший активист Владимир Когут обратился в полицию с заявлением. Он указал, что расценивает действия Козлова как покушение на убийство. Но полиция отказалась заводить уголовное дело. В качестве свидетелей в заявлении были указаны Андрей Старковский и Денис Дробинин.

22 марта полиция возбуждает уголовное дело по факту причинения вреда здоровью средней тяжести экскаваторщику Алексею Козлову. 30 марта был задержан Валерий Дзюба, 1 апреля он был отпущен под подписку о невыезде на 60 суток. В рамках расследования того же дела у активистов в Шиесе изъяли фото- и видеотехнику, ноутбуки и флешки.

В четверг, 4 апреля, в Яренске отпустили ещё одного подозреваемого в избиении — котлашанина Вячеслава Григорьянца (на фото выше). Ему запретили приближаться ближе чем на километр к станции Шиес и общаться с другими участниками уголовного дела, с 22 до 6 часов он не должен выходить из дома.

Активисты утверждают, что Дзюба появился на месте ночного происшествия 14–15 марта уже после произошедшего, а Григорьянц той ночью лежал с температурой в вагончике на другом посту активистов, в километре от места тех событий.

4 апреля на станции Коноша  задержали жителя Яренска Андрея Старковского. Он ехал из командировки в яренскую полицию. Повестку на допрос ему прислали по вайберу. 5 апреля была назначена мера пресечения в виде запрета определённых действий – ему нельзя пользоваться Интернетом, общаться с активистами и приближаться к станции Шиес менее чем на километр.

 

Андрей Старковский

Андрей Старковский

29 апреля жителя Архангельска Дениса Дробинина задерживают и предъявляют постановление о возбуждении дела по части 2 статьи 330 УК РФ («Самоуправство»). Судом избирается мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Валерию Дзюбе, подозреваемому в угрозе убийством и самоуправстве (ч. 1 ст. 119 УК РФ, ч. 2 ст. 330 УК РФ), Вячеславу Григорьянцу и Андрею Старковскому, подозреваемых в самоуправстве (ч. 2 ст. 330 УК РФ), 27 мая продлевают меры пресечения на 60 суток, а 9 июля – до 25 августа.

30 апреля был задержан Андрей Боровиков – сторонник Алексея Навального, регулярно участвующий в «антимусорных» митингах в Архангельске. Вечером того же дня в штаб-квартире общественной кампании «Поморье – не помойка!», у его брата и супруги, а также у трёх активистов, прошли обыски в рамках уголовного дела, предусмотренного статьёй 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия»).

2 мая Октябрьский районный суд города Архангельска избрал меру пресечения в виде запрета определённых действий. Андрею Боровикову запрещено участвовать в массовых и публичных мероприятиях, общаться с организаторами и участниками этих мероприятий, в том числе с помощью почтовой связи, а также использовать телефонную связь и Интернет (за исключением экстренных ситуаций). Всем слушателям на выходе из суда вручалась повестка на допрос в качестве свидетеля по этому уголовному делу.

Андрей Боровиков

Андрей Боровиков

Позднее были признаны незаконными обыски в квартире у брата Андрея, Олега Боровикова, и на дачном участке у одного из активистов. По оперативным данным, Андрей Боровиков посещал эту дачу, куда складывал агитационные материалы. По факту, Андрея там никогда не было.

25 июня Октябрьский районный суд города Архангельска продлевает меру пресечения Андрею Боровикову до 29 июля.

25 мая активисты объявили о прекращении любых строительных работ на станции Шиес и начали демонтировать забор, окружающий зону строительства. Утром 4 июня рабочие начали восстанавливать забор, чтобы закрыть стройку для посещения активистов. В итоге активисты выстроились цепочкой, но их оттеснял ОМОН, сотрудники частного охранного предприятия и полицейские.

shies2

10 июня на станции Шиес задерживают жителя Котласа Никиту Барышникова. Вот что говорится в постановлении о возбуждении уголовное дела: «4 июня 2019 года в период времени с 9:00 до 11:00, точное время не установлено, неустановленное лицо, находясь на строительной площадке в районе станции Шиес Ленского района Архангельской области, умышленно, из хулиганских побуждений, с целью причинения физической боли и телесных повреждений, используя в качестве оружия неустановленное устройство, снаряжённое веществом, обладающим раздражающим действием, распылил его в область лица сотрудника ЧОП, чем причинил ему физическую боль». 12 июня Никите суд запрещает на время следствия посещать станцию Шиес и участвовать в массовых и публичных мероприятиях.

29 июня в Сыктывкаре задерживают Михаила Габова по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьёй 116 УК РФ «Побои». Ему избирают меру пресечения в виде подписки о невыезде. По мнению следствия, Михаил, как и Никита Барышников, 4 июня на станции Шиес распылил из баллончика раздражающее вещество в сторону сотрудников частного охранного предприятия, чем причинил одному из них физическую боль.

15 июля стало известно, что Никиту Барышникова отправят по уголовному делу в психоневрологический диспансер для проведения судебно-психиатрической экспертизы на вменяемость.

Очевидно, что эти уголовные дела созданы с целью удушения протеста. В качестве подозреваемых выбраны самые активные граждане, а постоянно продлеваемые меры пресечения выбраны таким образом, чтобы ограничить доступ активистов на станцию Шиес и запретить им общение с единомышленниками. Контролируемые властью СМИ пытаются показать, что активисты, преследуемые по уголовным статьям, опасны для общества. Сам факт возбуждения уголовных  дел по отношению к активистам, без имеющихся на то оснований, в глазах переживающих людей выглядит как целенаправленная провокация против «антимусорного» движения.

Shies

Все фото предоставлены автором статьи