Осуществленная утопия. О создании и пути Независимой психиатрической ассоциации

Публикуем работу  президента  Независимой психиатрической ассоциации (НПА) Юрия Савенко «Осуществленная утопия».

Юрий Савенко (слева) на конференции в поддержку медицины в Сахаровском Центре
Юрий Савенко (слева) на конференции в поддержку медицины в Сахаровском Центре

В этой, скорее небольшой книге, чем большой брошюре, представлен 30-летний и, не побоюсь этого слова, героический путь НПА, во главе которой почти с самого начала стоит доктор медицины Юрий Сергеевич Савенко. Ему удалось создать из профессионального сообщества одну из самых эффективных и стойких правозащитных организаций. И тем самым реабилитировать психиатрию как науку, очистить ее в лице лучших, совестливых ее представителей от преступлений тех десятилетий, когда  весь мир называл ее карательной. Как это бывает с заиндевевшим окном, когда на него подышат и протрут варежкой небольшое оконце в мир. Таковой была и остается  НПА. Приоритетом для нее всегда были права  пациентов.

Советская же психиатрия  была одной из частей государственной карательной системы, а после Сталина, после  сокращения ГУЛАГа и перехода властей  от тотальных репрессий к выборочным, Институт судебной психиатрии им. Сербского стал  самым страшным элементом государственного насилия. С этим живучим  наследием  Юрий Савенко сражается всю жизнь. И в нем, и вокруг него, психиатрия из полицейского учреждения становится не только  «просто медициной»,  но гуманитарной дисциплиной, практической, если можно так сказать, философией.

В СССР психиатрия была  антигуманной. Хуже того, она была идейно антигуманной. Ее идеологией был государственный тоталитаризм. Это была прикладная идеология, но не философия.

Такое противопоставление уровня идей — философии и идеологии — показано через антипода автора — проф. Кондратьева, занимающего в книге заметное место. Очевидно, что этот заслуженный деятель науки, «лечивший» при советской власти диссидентов, в том числе верующих, не соответствующих атеистической норме, а в постсоветское время — так называемых сектантов, то есть инаковерующих, не соответствующих нынешней «религиозной норме»,  не совершал никакого идеологического кульбита, идеология его была и осталась одна — государствоцентризм. До своих последних дней  Кондратьев — врач, работавший в больнице заведующим отделением, — защищал государство от инакомыслящих и инаковерующих. Не удивительно, что НПА и лично Юрий Савенко были для Кондратьева и  ему подобных «агентами ЦРУ», поименованными недавно чуть мягче, зато официально — иностранными агентами.

Правозащитник Лев Левинсон

Работа  президента  Независимой психиатрической ассоциации  Юрия Савенко «Осуществленная утопия» в приложении:

Брошюра