Правозащита – это нормальная и необходимая в любом обществе деятельность

Член правления Международного «Мемориала», один из создателей правозащитного проекта «ОВД-инфо» Григорий Охотин размышляет о правозащите как способе расширения прав и о возможности построить правовое государство снизу.

ohotin

…Чем демократичней государство, чем более сильное гражданское общество, тем больше в нем правозащитников, правозащитных организаций, ассоциаций.

Потому что и свобода и права работают только таким образом – если ты их постоянно защищаешь, они расширяются, а если ты их не защищаешь, то они скукоживаются. Вне зависимости от страны – будь это Франция, США, или Великобритания, всюду права надо защищать.

Только те права, которые действительно защищаются, становятся гарантированными и работающими. То есть правозащита – это не удел России и не удел стран, где нарушаются права человека, это совершенно нормальная и необходимая в любом обществе деятельность.

Представьте кафе, на котором написано: мы гарантируем вам воду, туалет и wi-fi, бесплатно. Если никто не будет этого требовать, то кафе не будет соблюдать эти правила, потому что это, в конце концов, не выгодно. Только если клиенты все время требуют то, что ты им гарантируешь, то, что им положено, они это получают. Если этих услуг не требуют, то всякая компания будет стараться урезать расходы.

То же самое с законами. Прописывание прав в Конституции не гарантирует их соблюдения, если нет запроса от общества. У нас прекрасная Конституция. В ней записаны все гражданские права, в том числе свобода собрания, запрет на цензуру, право человека выбирать и быть избранным.

Есть отдельные моменты, которые вызывают вопросы у экспертов по конституционному праву, но с точки зрения прав человека у нас хорошая Конституция. Сталинская конституция 1936 года была не сильно хуже. Вопрос в том, что общество должно принуждать власть имущих соблюдать Конституцию. Любое общество в любой стране.

Многие думают, что права человека — это такая кризисная тема, актуальная в те моменты, когда что-то идет не так. Все ровно наоборот: правозащита – это антикризисная история. Чтобы люди каждый день чувствовали себя защищенными и наслаждались свободой, нужны развитые правозащитные институты. Их должно быть много, они должны быть сильными, государство должно их холить и лелеять.

Если мы представим себе Россию через 20 лет и там будут соблюдаться права человека, это означает, что в этом светлом завтра будет в 1000 раз больше правозащитных инициатив и общество будет гораздо активнее поддерживать их любыми доступными методами.

Наша задача – чтобы власть не могла закрывать глаза на нарушения прав человека и тем более нарушать их в своих узких политических целях. В нашем случае мы — watchdog: как только государство нарушает гражданские права, мы трубим об этом. Из-за этого государству становится сложнее это делать, закрывать глаза, в итоге реакция идет там, в государственных органах, а не среди нас, простых людей.

Но мы, простые люди, можем и должны знать свои права, объединяться и показывать государству, что так поступать нельзя, нам так не нравится.

Полная версия текста